Профиль: Smarina
Зарегистрирован: 9 Июля 2009
Заходил:

 

Сейчас могу написать уже спокойно, основываясь на личном опыте длиною 4 года.
Начну с того, что ВСЕ дети абсолютно разные. ТОчно также как и разные родители. Далеко не всем детям и родителям подойдет домашнее образование. Все споры о том, что лучше или хуже совершенно не имеют почвы, точно также как любые споры между вегетарианцами и мясоедами, сторонников и противников домашних родов и тд. Каждый сам выбирает то, что ему подходит и никто другой не имеет право знать, что тому лучше. Можно только свой опыт, свои сомнения высказать. 

У нас на Алтае достаточно много "домашних" детей. Родители переезжают из городов, уже настроенные на домашнюю систему обучения. Большинство из "домашних" обучают сами до 5 класса, дальше отправляют в школу. Меньшинство до последнего класса на СО. 

В начальных классах закладывается основная база, если она правильно усвоена, ребенку потом будет легко учиться. В школах, за очень редким исключением, сейчас эту базу не дают, вернее, она глубоко не закладывается. Учителя об этом сами говорят, не успевают, у них большая нагрузка по отчетности, плюс программы и учебники не самого высокого качества...

Сама участвовала в двух группах по развитию домашнего школьного образования усилиями родителей. И где-то в сообществе вкратце описывала. В итоге пока победила модель следующая, вернее, выжила и показала хорошие успехи: родители организовали площадку, мини-школу, наняли бывшую школьную учительницу, она дает по программе основные предметы, а родители уже сами дают  дополнительные предметы, которые способствуют всестороннему развитию ребенка, не только интеллектуальные знания, а, к примеру, развитие речи, моторика, развитие правого полушарие (оба полушария работают синхронно), физическое развитие и пр. Пока что такое стало возможно только для начальных классов. Выше не смогли мы подняться, пока не хватило сил. Каждый сам свой путь прокладывает. КТо-то отправил с 5 класса в школу. Кто-то перевел на заочное (очень удобно, можно посещать уроки, можно не посещать, сдавать вовремя контрольные - главное!). Мы стали у Битнера учиться, плюс с друзьями даем дополнительные занятия, спорт секции. Все сожалеем, что не можем старшеклассникам что-то предложить. С друзьями решили, что дети по быстрому сдают программу, потом глубокий выдох и будем давать свое, помимо программы. Пока только так. Кстати, та родительская школа после нас стала развиваться. Очень хорошая мама двух детей уже созрела быть директором этой мини-школы, к ней многие желают попасть. То есть это уже вид заработка стал. Родители готовы платить, сами включаться в работу школы. Самое сложное - родителям между собой договориться на берегу, чего хотят. Чтобы не было потом разногласий и разочарований, когда начинают выдергивать ребенка. 

А что дает детям самостоятельное обучение? Учит учиться, и, конечно же, самостоятельность. Мне очень нравится у Алексея Битнера тем, что именно это и закладывается. График экзаменов (одновременно изучаем не больше четырех предметов). Контрольные-тесты, экзамены. Ребенок уже учится сдавать экзамен. Программа дается вкратце, что не понятно - иди в библиотеку, интернет и ищи. По русскому мы обратились к репетитору. По математике и английскому тоже помогают. Здесь это не так дорого. Зато ребенок хорошо усвоит. 

Решение о переходе на СО должно быть зрелым, осознанным. Не нужно основываться только на своих страхах перед системой, перед социальной средой, которая агрессивна...Ладно мы в деревне. У моей сестры дочка, 9 класс, с прошлого года перестала ходить в школу. Через пень-колоду. Просто сказала - мне там делать нечего, буду учиться дома, на домашнем образовании. Переводят. Таких случаев не мало, когда дети сами определяют качество образования и решают уйти из школы. 
В комментариях кто-то там по суициды написал...Прочитайте, сколько школьников от страха перед экзаменами заканчивают свой жизненный путь. Не надо трогать эту тему и сваливать на хилых домашников.

 

245
11 комментариев
MariyaNik
8 Сентября 2016 05:12

Марина, вашим деткам очень повезло с родителями.
Вообще то, самая главная задача родителя разглядеть наклонности и способности ребенка.
Безусловно домашнее воспитание или же воспитание в группах где детей не более 10 человек,где дети между собой дружны, способно воспитать открытого и во все и вся проникающего человека. 
Обязательно надо таким детками общаться между собой. Пусть это будет интернет, но это дети будущего.Если они начнут дружить и общаться уже сейчас,тогда с ними и не случится тех бед, и жизненных обломов о которых столь упорно пишут консерваторы.
Вот взять школу Щетинина. Там в принципе то же домашнее обучение, где дети сами себя обучают. В школе нет учителей, а  желание учиться у детей  велико без палочного режима.
Но там дети общаются в надежде взрослых на создание такой среды повсеместно в будущем.
Вы со своей стороны готовите детей для светлого будушего о котором мечтает все человечество, но в силу своих страхов пугается всего нового.
Мир строят могучие кучки.Остальные принимают правила их игры.
Желаю всем вам победы и светлого будущего всему человечеству, умеющего общаться  друг с другом не только словами, но и мыслеобразами.

Smarina »  MariyaNik
8 Сентября 2016 10:56

Мария, спасибо за теплые слова!

Natalya
8 Сентября 2016 07:34

 

Марина, спасибо за статью. А можно поподробнее о мини - школе? Сколько ребятишек в ней учится, набираются дети одного возраста или нет? Вы пишете, что наняли одну учительницу, а желающих попасть в школу много и школа стала развиваться. Поэтому и интересует вопрос о классе и классах. Я правильно  понимаю -это уже не чистое СО, один на один, а что - то среднее между ним и школой?  Дополнительные занятия, проводимые родителями, выбираются детьми по желанию или ведутся одновременно для всех?

 

Smarina »  Natalya
8 Сентября 2016 10:37

 

Наталья, спасибо за поддержку в этой теме, очень рада опять пообщаться)). Когда мы обучали своих детей, там был два небольших класса, по 3-4 человека. Помещение было небольшое, поэтому не могли еще взять детей. Дети в каждом классе были примерно в одной возрастной категории, плюс-минус год. ФОрмально это не школа. Мы все оформлены как на семейном образовании. Скидывались на репетитора, учитель, которая вела основные предметы - русский, математика. Английский вела другая учитель, очень интересные уроки, как кружок, отличается от школьной работы. Плюс у нас была музыка, театральные постановки с костюмами, каток, купание, совместные семейные праздники с выездами, выходами и пр. Мы не замыкались каждый за своим забором,  семья свой вклад вносила в общее дело, кто что может. Одна мама вела уроки природоведения, она биолог-эколог, выходили на природу, все изучали в реальности. Другая мама рукоделие - перед праздниками собирались, пекли, что-то мастерили. Третья мама давала упражнения на ритм, риторику, придумывала театральные постановки, разучивала с детьми стихи, костюмы готовили, репитиции. Я проводила уроки "Волшебного мира", где сказки, рисунки вальдорфскими мелками, узоры сакральной геометрии (специальные разработки для детей из вальдорфской школы, никакой самодеятельности). По соседству у нас жил тренер по ушу, наши дети к нему ходили, мы, родители, поддерживали, да и сейчас поддерживаем тренера, который по сути как наставник для детей. Летом походы, сплав, тренировки на природе, лошади. Мы, родители, добровольно на все общие мероприятия соглашались и включались в общее дело. Дети только рады. Но это все младшая школа, до старшей, увы, мы пока ничего не можем прделожить. В этом году попробуем что-то для наших детей 6-9 классы. Как младшая школа в этом году, пока не знаю, еще не доехала до нашего бывшего места жительства, обязательно напишу, поделюсь. Потому что это может быть не просто обучение детей, а очень интересное и развивающее направление для родителей. Не сидеть и не киснуть, а развиваться всем вместе. Для кого-то это заработок.
Кстати, это действительно нечто среднее между школой и одиночками. Родительская школа. Великолепный вариант для внесистемного образования, тем более в деревне, где есть на это время. Не все так радужно и идеально, как хотелось бы. Самая большая сложность - родителям между собой договориться и принять общие правила. Все остальное идет как по маслу, потому что высокая степень заинтересованности взрослых. 

 

novella »  Smarina
8 Сентября 2016 15:40

Как классно! И как повезло, что есть столько единомышленников.
У нас, конечно, иначе. Настя в деревне — единственный ребёнок, общение есть (друзья в городе, с которыми достаточно часто видится), но всё же, тот самый пресловутый социум, отсутсвием которого меня все пугают... он отсутствует. С одной стороны, может, и Бог с ним? Настю саму это не парит, ей, по её же словам, всего хватает. C другой стороны, не могу не признать, что от реального подросткового мира она оторвана. Но опять же, может, это и к лучшему? Неприятный пример, но всё же: выяснилось, что Настя (13 лет) не знает, что такое "д..чить"... при этом смысл действия и медицинское название знает и понимает, но когда услышала это от девочек-ровесниц (учащихся в школе), то не поняла, о чём речь... сделала вид, что пропустила мимо ушей, и пришла ко мне с вопросом. Вот поди пойми, есть проблема или нет?:)))

Smarina »  novella
8 Сентября 2016 16:34

Наташа, девочки, как мне кажется, гораздо более адаптивны к любому обществу. Может и не надо проходить эти подростковые тусовки. Мой старший сын, когда я его выталкивала в социум (сходи, сынок, погуляй с ребятами, чего сидишь), говорил - мама, мне не интересно сейчас это. У ребят интересы покурить, выпить, порнушку посмотреть. Мне не хочется. Подожду, говорит, когда пройдет этот период и буду со сверстниками общаться. Он попробовал покурить (хи, так глупо, в туалете в деревенском доме, нет чтобы на улице). Говорит, надо же попробовать, не понравилось, не буду...
Ему сейчас 16, не знаю как дальше сложится. Но на сегодня вот так. Раньше читала про таких детей, родители не выталкивали детей, нормально вырастали. Много споров на эту тему. Но я, например, решила не выбирать им дорогу, просто помогаю, даю все, что могу дать. Не хочет гулять - не гуляй. Не хочет учиться в школе - не учись. Хочешь в школу - иди. У них есть уже разный опыт получения образования, могут сами определяться, более осознанно подходить к этому процессу.

novella »  Smarina
8 Сентября 2016 19:35

Вот честно, это я больше переживаю. Мне всё время, особенно в интернетах, пеняют на то, что СО сделает из моей дочи социопата. Я, конечно, огрызаюсь, но червь сомнений всё же где-то сидит, ухмыляется... С дочей обсуждали, она говорит: ну да, было бы неплохо побольше народу для общения, но в целом нормально, не беспокойся. В прошлом году я прям настаивала, чтобы она вернулась в школу — ради социума этого, ага! Но потом как-то все намерения сошли на нет, и в 7 класс мы снова пошли к  Битнеру.
Про возможность выбора — это самое лучшее. Жаль, что мои родители этого не понимали... ну, или время такое было, ни у кого его, этого выбора, не было особо. У нас тоже так: делай то, что хочешь, не забывая об ответственности за делаемое (ну и плюс какие-то семейные обязанности).

Наташа, это очень тяжело одной. У нас то куча единомышленников, мы обсуждаем в реале. В сети много эмоций. Не переживай,  твоя дочь сама знает, что для нее лучше, у нее уже возраст такой:)). У нее какие планы на дальнейшее?  

Ну, вот, наладили систему оповещений о комментариях, и я теперь могу ответить))
В 16 лет она хочет договориться и прикрепиться к какому-нить мастеру-парикмахеру, и учиться стричь/красить. Параллельно пойти на курсы по этому профилю. Хочет освоить фотографию и зарабатывать на стоках. О в/о речи пока не идёт.

Natalya »  Smarina
8 Сентября 2016 17:40

Да, Марина, тоже очень рада общению со старыми друзьями, с теми, с кем хочется общаться. Столько уж лет прошло, а не отпускает, ведь, ДП, никак))) И так хочется вернуть ту атмосферу, что была в самом начале. Ну, да ладно, это так лирическое отступление.

Пока читала статью, рисовалась картинка старой сельской школы, где в классе сидят ученики разных классов и учительница им по очереди объясняет урок     

А у вас, получается, объединение со-шников. И какая насыщенная программа и интересная жизнь. Это, действительно, нужны энтузиасты - родители. Но потом - то, ведь, и расставаться не захочется. Как у вас с этим? 
Старший уже скоро заканчивает? Определился, чем будет дальше заниматься?

Смотрю, вы там укрепились всерьез и надолго. Неужели уже четыре года прошло? Как летит время! К круглым грядкам нет желания вернуться? Или сейчас не до них?

Марина, удачи Вам во всех Ваших начинаниях!

Smarina »  Natalya
8 Сентября 2016 19:00

Да уж, ДП не отпускает, это точно:)))...
На старую сельскую школу мы совсем не потянем)), иы использовали лучшие методики, которые в школах, к сожалению, не берут. У нас все так красиво оформлено было, творческая атмосфера. Более подробно свой опыт дальше написала, думаю, что кому-то обязательно пригодится.
Грядки мои круглые отлично поживают, правда, без меня)), мы переехали, там гостевой дом сделали, кто живет - ухаживают за огородом, высаживают. Любовались, приходили даже специально посмотреть. Рано весной высаживала, теплые, отличные. И спасибо за подсказки и советы - все использовала)).