Профиль: Smarina
Зарегистрирован: 9 Июля 2009
Заходил:

Завершая описывать свой опыт домашнего образования в деревне, замахнусь на очень сложную тему про подростков. Буду опираться не только на свой опыт, но и другие семьи.

Немного лирики. В 14 лет (плюс-минус 1 год) подростки закрываются. То есть все, что могли дать родители, уже дали, больше не впихнется. Только если насильно и у ребенка подавлена воля. Внутри кокона дите переваривает все, что получило до этого времени. Ребенок с неподавленной волей может делать вид, что соглашается с вами, делает все как надо, но внутри уже идут процессы по созреванию бабочки, своего личного. Проявления сидения в коконе, безусловно, разные. В этот период, как правило, подростки тянутся к ровесникам, семья уже не авторитет.  

Поздно начинать чему-то в этом возрасте начинать обучать, например, домашней работе, приучать к спорту, физическому развитию, и пр. Успеваем все с детства, по мере взросления. Хорошо, если ребенок родился и вырос в деревне, или в младенчестве перевезли. А вот со старшенькими начинать деревенскую жизнь, особенно подростками, сложно. Безусловно, все индивидуально и есть очень хорошие и покладистые молодые люди, помогают, легко включаются в общее дело...

Мы переехали, когда старшему сыну было 12 лет. Это начало подросткового, переходного периода. Попали сразу в сложные условия, которые закалили мальчика. Слив в ведре, вода в ведрах, дрова, печь, уличный туалет, зима, стройка нашего дома. КОгда переехали в благоустроенный дом, сын даже сожалел, говорил, у меня была постоянная работа, а теперь..Потом у нас был конь, с соседями общая конюшня, сено. Каждое утро как на работу - чистить конюшню. Ухаживать за конем, его выгуливать, помогать в конных прогулках, чинить соседские заборы, которые бесконечно ломал наш коняга. Смеясь мальчик говорил,  после такой чистки г-на, мне уже никакая работа не страшна. Много летних походов в горы, другая мужская работа во дворе и доме. А потом в кокон, со своими сложными проявлениями...По крайней мере, успели до 14-15 лет хоть что-то заложить. 

Как уже писала, 10-11-й классы сын уехал заканчивать в город. Его друзья-приятели после 9-го тоже разъехались. Мне кажется, это очень разумно отпускать после 9-го в город на учебу.  Деревенские ребята живучие в городе, они сохраняют внутреннюю чистоту, не ведутся на общие выверты в городской среде. Варианты: лицей после 8-го, 9-го классов (деревенским дают общежитие, можно снять комнату-квартиру-родственники, свое жилье), колледж, техникум. Все это продолжение образования и облегчает поступление в вышку, если кому нужно. Если не нужно - то законченное среднее образование плюс специальное.  Молодым людям нужно в городе выгуляться. Потом они сами решат - там оставаться или вернуться. Мы, деревенские, не можем дать  столько материальных возможностей, какие есть в городе. Но мы можем дать гораздо большее - живучесть, умение работать руками, трудолюбие, моральную чистоту и устойчивость, нравственность. Таких никакая зараза не возьмет и всегда будут на плаву.

Младший сразу сказал - я буду учиться только до 9-го класса, дальше мне делать нечего в школьном образовании. Хочет на моряка, военного и жить у моря. Сначала замахнулся на Нахимовское, но потом мы передумали. Пусть сил набирается здесь, потом в системе легче ему будет.

Один наш друг,  офицер, рассказывая о Нахимовском, поведал, что несколько лет назад там случился скандал и выгнали целый курс молодых курсантов, вместе с офицерами. Скандал на почве нетрадиционных отношений (обладеть, насколько эта зараза везде проникла, где мужские коллективы!). Но успокоил меня на тему любого военного училища: деревенские там не пропадают, они сильные...Для мальчиков неплохое решение - в кадетские училища, как вариант. Все индивидуально. Главное - не бояться той среды. Все зависит от того, что дает семья ребенку  до этого самого переходного возраста.

 

222
10 комментариев

"Мы, деревенские, не можем дать  столько материальных возможностей, какие есть в городе. Но мы можем дать гораздо большее - живучесть, умение работать руками, трудолюбие, моральную чистоту и устойчивость, нравственность. Таких никакая зараза не возьмет и всегда будут на плаву."
Красиво написано, удивляет только, почему такая трудолюбивая деревенская молодежь, в большинстве своем, выбирает в городе работу охранника (в садах, школах, поликлиниках, больницах, супермаркетах и т.д. и т.п.)...

 

Эту работу выбирает не только деревенская молодежь, за всех деревенских здесь нет ни единого слова. Там написано "мы можем дать", это означает, что для того, чтобы молодежь не толкалась вокруг вакансий сторожа, надо родителям потрудиться, поучаствовать в образовании и развитии ребенка, помочь ему раскрыться. Способы самые разные, все индивидуально. 

10-11-й классы сын уехал заканчивать в город.

Куда, если не секрет?
Дочь хочет перевестись в республиканскую гимназию Плакаса - была там со старшим братом летом, ездили на "Лифт в будущее".

Как вариант, одна из учительниц нашей школы предлагала после 9-го класса идти в колледж, и, закончив его, поступать в ВУЗ по желаемому профилю. Дескать, уже представление о профессии сложится. Но ведь это так долго...

Мне кажется, что колледж самое лучшее. Мы немного прогадали, лучше было идти в техникум или колледж. Это и завершение средней школы, и какая-то профессия, понимание, что нужно. Чаще всего ведь подростки не понимают, чего хотят...Сын заканчивает школу, самостоятельно. Занимается в дополнительных образовательных кружках, где дают то, чего нет в школе. 

если вы про питерское Нахимовское, то это такое же кадетское училище, где детей принимают с 5 класса. У моей подруги там племянник, никакой такой истории там не было (одного-то воспитателя увольняют - все знают). По крайней мере лет 7 точно. Мой сын в кадетском корпусе. Бывает трудно, но в обычную школу он не хочет. А к домашнему образованию мы пока не созрели.  Я вообще, пожив в деревне, убеждаюсь в том, что надо брать лучшее отовсюду, откуда можешь. Что-то из города, что-то из деревни.

Поддерживаю, нужно брать лучшее где только можно, не ограничивать себя хорошим или плохим впечатлением.

Согласна, поддерживаю. Мне кажется, после  14-ти уже сложно учить ребенка мыслить. Лучше всего об этом раньше позаботиться. 

А еще лучше своим примером, тут хоть заговорись, но если сам не следуешь тому, что говоришь, это порождает лживость восприятия у ребенка. 

У меня старшему  17 лет, младшему - 12. И вот в последнее время очевидно стало (дошло только) то, что нужно давать детям. Помогло понять и то, что дети очень разные, каждый со своими особенностями. Родителями не рождаются, первые дети нас учат этому нелегкому делу. 

1. Ребенок - не моя собственность, я не имею право навязывать ему свои страхи, свои ограничивающие программы (это не получится, этого не достоин, это очень сложно, это невозможно, тут не прыгай, туда не лазь). Здесь не должна, конечно, быть другая крайность - отпускать в чисто поле, делай что хошь, познавай мир. Стоя на краю отвесной скалы, можно свалиться, лучше не подходить в это опасное место. То есть обозначить какие-то самые опасные места, вернее, то, что человеку не доступно, скажем, упасть с 10 этажа и остаться целым (хотя есть исключения:)). А если у взрослых есть личный страх воды, высоты и пр, то эти страхи легко передать детям. Или по поводу социального устройства - нечего тебе делать в мореходке или культпросвете, иди бухгалтером инженером. Или вовсе - зачем тебе образование, оно сейчас не помогает, вот зачем Я учился, только потерянное время (да-да, такое слышала даже от тех, кто получил средне-специальное и высшее образование, здесь в деревнях). И все, своя жизнь у ребенка потеряна, интереса к учебе нет. Хорошо, если хватит воли взбунтоваться против родительских программ и пойти своим путем. А иначе - дети на шею родителям, потому что сами не могут. Хочешь быть пожарником? О! Это здорово! Хочешь быть истопником - это здорово! Хочешь быть математиком? Вот это дааа! Будешь животных лечить? Молодец!  Водителем на Уазике? Ура! Хочешь быть как Индиана Джонс? Отлично! Помогать ребенку воспитать волю, выводить желания в реальность, не передавливать ее своими видением того, что ему якобы лучше. Ибо неудачник этот тот, кто только мечтает, но не может себе позволить воплотить свои мечты, реализовать свои возможности. 

2. Вовремя отпустить от себя детей, дать возможность самим проявляться. Это делается постепенно, начиная с 7 лет. Это возраст психологического созревания для самостоятельных шагов в обучении. Ребенок уже в состоянии учиться. Не разжевывать ему, а давать возможность делать самому открытия. Хорошая аналогия с животными. Мамочки обучают добывать еду, двигаться бесшумно, прятаться от врагов. На этапе "подростка" инстинктивно ребенок для мамаши становится взрослым самцом, которого она от себя отгоняет: все, дальше сам. Это уже созревший, в него вложили знания по выживанию, дальше сам. 

3. В отличие от животных, кроме самых элементарных знаний по выживанию, человеческому детенышу нужно дать еще нравственные посылы. Это обязательно. В последние 20 лет мы забыли об этом. Большинство. Подростки, молодежь как моральные уроды. И не потому что они плохие, а просто не понимают, почему им нужно учитывать интересы другого, если свое - самое главное.

4. Развитие. Человек удачлив, успешен, у него все получается, есть все необходимое когда он развивается! Это формула счастья. Другая крайность - развитие ради развития, теряется задача.

5. Все в процессе взросления ребенка должно быть в меру: интеллектуальное обучение+физическое развитие+навыки выживания+нравственность+мужскоеженское+развитие воли+стремление к развитию.

И главное. Если взрослые сами не стремятся к развитию, взрослению вместе со своими детьми и говорят то, что не соответствует их образу жизни, то смысл в воспитании теряется. Искусственно создавать среду для воспитания смысла нет. Надо жить так.