Профиль: Smarina
Зарегистрирован: 9 Июля 2009
Заходил:

 

 

На домашнем образовании, как уже везде писала, мы пятый  год, с момента решения уехать на Алтай. У меня два сына, старший сейчас в 11-м классе, младший - в 6-м . Старший учился в городе первые пять лет, в 6 классе перешел уже на домашнее, будучи еще в городе. После переезда, к сожалению, у нас не было компании в этой возрастной категории, поэтому мы с ним сами пробирались из класса в класс. Первый год был самый тяжелый. Мы оформлены были на экстернате в местной, сельской  школе (очень хорошая школа, отличные учителя, директор, во всем шли нам на встречу и хорошо относятся к домашним ученикам, это важно!). Мы взяли сразу все предметы и протащили их до конца года. Это был кошмар! Потому что я сама вгрызлась в учебники и посмотрела что дети изучают. Во-первых, там очень много лишнего, мусора, объем огромный. Во-вторых, мало понятного, размыто, суть мы собирали по кусочкам из разных источников. Нагрузка на мозги огромная. Понимаю, почему дети в школе не усваивают материал. Тот год мы кое-как добрели до июня, все сдали. С учителями обсуждали каждую сдачу, в каком виде, где-то плакаты рисовали, рефераты сдавали (пригодился опыт вальдорфской школы). Сдали на хорошие оценки. При этом подтянули пробелы за прошлые годы. Но больше на такие подвиги мы не были готовы. 

На следующий год мы ушли к Алексею Битнеру. По счастливой случайности, офис в Новосибирске, совсем рядом (500 км), если что - можно приехать.Два года проучились у него. Первый год еще я помогала, на второй год он отказался принимать помощь, стал самостоятельно заниматься.  Это было огромное облегчение по сравнению со школьной программой. Во-первых, одновременно изучаем не больше 4-х предметов, так удобно составлен график. Скажем, на такие предметы как география, биология всего по месяцу. Вполне достаточно на изучение основ предмета. Мы много ездили, смотрели развивающие фильмы, типа ВВС, с детства, энцеклопедии и пр. Этого достаточно. Во-вторых, дается сама суть, без соплей, как называю общие рассуждения. Ребенок учится сам контролировать свою учебу, самостоятельность вырабатывается. Сдает тесты, экзамены. Дополнительно мы много писали, читали. В 9 классе было очень сложно, сказался подростковый период,  мы с учителем вымотались. В конце мая мальчик сдавал в один день по несколько экзаменов, чтобы успеть перед ГИА. Умудрился получить еще 4 и 5, кроме 3,  а ГИА сдал на 4, чему мы сильно с учителем удивились и несказанно обрадовались. ТАк сложилось, что мы поехали дальше в горы, более далекое от цивилизации. Сын принял решение с нами не ехать, пришлось вернуться ему в город, других вариантов не было. Сейчас он учится самостоятельно, контролирует все предметы. У него осознанный подход к учебе, сам выбирает экзамены (обычно у родителей спрашивают), контролирует оценки. И у него мотивация, целеустремленность. КОгда мы учились в городе, такого близко не было. Настраивается на учебу в вузе, готовится к поступлению. Пробелы, полученные за два года его самостоятельной учебы, старается сам закрыть. Такой вот опыт с моим первопроходцем, сложный путь.

Младший сын в первый класс сходил в сельскую школу (это был первый год в деревне, на двоих не было бы сил). Ему там было скучно, задания выполнял быстро, просила учителя давать ему более сложные задания. Но там класс был большой и было просто некогда. В конце года стало очевидным, что нужно переводить на домашнее. Тем более соседи с детьми-ровесниками к тому времени родительскую школу создали, куда нас готовы были принять. В школе до того к домашнему образованию относились скептически. Но когда я предупредила о своем решении, то с облегчением вздохнули - в вашем случае лучше дома, мальчик быстро все схватывает, не успеваем. Так мы попали в родительскую школу и это было замечательное время, до сих пор с теплотой вспоминаю. В комментарии к прошлому топику Наталье написала: 

Когда мы обучали своих детей, там был два небольших класса, по 3-4 человека. Помещение было небольшое, поэтому не могли еще взять детей. Дети в каждом классе были примерно в одной возрастной категории, плюс-минус год. ФОрмально это не школа. Мы все оформлены как на семейном образовании. Скидывались на репетитора, учитель, которая вела основные предметы - русский, математика. Английский вела другая учитель, очень интересные уроки, как кружок, отличается от школьной работы. Плюс у нас была музыка, театральные постановки с костюмами, каток, купание, совместные семейные праздники с выездами, выходами и пр. Мы не замыкались каждый за своим забором,  семья свой вклад вносила в общее дело, кто что может. Одна мама вела уроки природоведения, она биолог-эколог, выходили на природу, все изучали в реальности. Другая мама рукоделие - перед праздниками собирались, пекли, что-то мастерили. Третья мама давала упражнения на ритм, риторику, придумывала театральные постановки, разучивала с детьми стихи, костюмы готовили, репитиции. Я проводила уроки "Волшебного мира", где сказки, рисунки вальдорфскими мелками, узоры сакральной геометрии (специальные разработки для детей из вальдорфской школы, никакой самодеятельности). По соседству у нас жил тренер по ушу, наши дети к нему ходили, мы, родители, поддерживали, да и сейчас поддерживаем тренера, который по сути как наставник для детей. Летом походы, сплав, тренировки на природе, лошади. Мы, родители, добровольно на все общие мероприятия соглашались и включались в общее дело. Дети только рады. Но это все младшая школа, до старшей, увы, мы пока ничего не можем прделожить. В этом году попробуем что-то для наших детей 6-9 классы. Как младшая школа в этом году, пока не знаю, еще не доехала до нашего бывшего места жительства, обязательно напишу, поделюсь. Потому что это может быть не просто обучение детей, а очень интересное и развивающее направление для родителей. Не сидеть и не киснуть, а развиваться всем вместе. Для кого-то это заработок.
Кстати, это действительно нечто среднее между школой и одиночками. Родительская школа. Великолепный вариант для внесистемного образования, тем более в деревне, где есть на это время. Не все так радужно и идеально, как хотелось бы. Самая большая сложность - родителям между собой договориться и принять общие правила. Все остальное идет как по маслу, потому что высокая степень заинтересованности взрослых. 

Дальше мы пошли к Алексею Битнеру. Первый год был тяжелый, год перехода, я опять так вымоталась, что  обещала в школу отдать. Мальчик в этом году за лето повзрослел, помудрел, попросился к Алексею опять, пообещал быть серьезным. Пока получается. Привлекаю на помощь репетиторов по русскому, математике, английский, спортивная секция, летние походы.

Я не смогла стать учителем для своих детей. Во-первых, такой объем нереально просто вытянуть. Во-вторых, не смогла все предметы охватить и качественно подать. В-третьих, и самое главное - ребенок должен сам делать открытия, учитель, настоящий учитель, наставник, к этому подводит ученика. А я, словно ребенок, изучая заново предметы, делала такие открытия! На что старший сынок сказал: мама, я хочу сам все открывать для себя, а не получать готовое. Он прав. Безусловно прав. Поэтому сейчас у нас в помощь учителя по основным предметам, которые нужно сдать в школе. А все остальное, что обогащает детское восприятие этого мира, мы даем помимо школьных предметов. Мы не отрицаем систему, мы сдаем все, что нужно. Но мы не перегружены лишним. И мы свободны.

Подводя итоги, исходя из своего личного опыта и то, что подходит для нашей семьи. Самое лучшее образование в городе - вальдорфская школа. Или семейное образование в группах единомышленников, которые в городах сейчас развиваются. Самое лучшее образование в деревне - родительские школы, учеба в школе Алексея Битнера, помощь педагогов по основным предметам и совместные усилия с единомышленниками по развитию детей.

Еще раз напишу, скопирую из прошлого топика: 
ВСЕ дети абсолютно разные. ТОчно также как и разные родители. Далеко не всем детям и родителям подойдет домашнее образование. Все споры о том, что лучше или хуже совершенно не имеют почвы, точно также как любые споры между вегетарианцами и мясоедами, сторонников и противников домашних родов и тд. Каждый сам выбирает то, что ему подходит и никто другой не имеет право знать, что тому лучше. Можно только свой опыт, свои сомнения высказать. 

 

 

497
24 комментария
vi_matveev
8 Сентября 2016 19:06

Спасибо. Очень интересно написано.

А что за вальдорфская школа?

lissa »  vi_matveev
8 Сентября 2016 21:49

в СПб школа 658, кировский р-н, очень хорошая школа с элементами вальдорфской педагогики. 

vi_matveev »  lissa
8 Сентября 2016 23:07

Спасибо за наводку.

Smarina »  vi_matveev
9 Сентября 2016 03:10

В Питере есть очень хорошие вальдорфские школы, может быть с элементами, как подсказали, будет самое лучшее.

пожалуйста) в инете много бреда пишут про эту школу, имеет смысл составить личное впечатление.  
главное, что там создана хорошая, здоровая атмосфера общения, да и маленьким детям гораздо легче учиться благодаря особенностям вальдорфской педагогики, ходят а школу с удовольствием)
 Директор там замечательная! 

Alekseevna
8 Сентября 2016 19:33

Родительская школа. Отличный вариант.   "А  все остальное, что обогащает детское восприятие этого мира, мы даем помимо школьных предметов." Вот это и должны давать родители, кроме них это хорошо никто не сделает.

Smarina »  Alekseevna
9 Сентября 2016 03:18

У меня, как и у большинства современных родителей, мозги настроены слегка криво - главное выжить, проложить ребенку дорогу, обеспечить его всем необходимым. Когда эта программа меняется в сторону того, что не надо за ребенка определять его путь и не надо в него пихать все доступные нам возможности материального мира, то все складывается волшебным образом и именно так, как нужно ребенку. 

Alekseevna »  Smarina
9 Сентября 2016 10:47

 

Smarina -> Alekseevna   9 Сентября 2016 03:18

 

У меня, как и у большинства современных родителей, мозги настроены слегка криво - главное выжить, проложить ребенку дорогу, обеспечить его всем необходимым. Когда эта программа меняется в сторону того, что не надо за ребенка определять его путь и не надо в него пихать все доступные нам возможности материального мира, то все складывается волшебным образом и именно так, как нужно ребенку. 

 

У каждого человека свой путь, и его он должен реализовать. Когда он на своем пути : " то все складывается волшебным образом и именно так, как нужно ребенку"  Если он на чужом пути, то здесь начинаются проблемы. Родителям лучше  помогать ребеку на его пути. Не мешать,не пытаться, чтобы он реализовал его планы, мечты.

Современный материальный  мир  это потребительский мир  с вытекающми отсюда последствиями - войнами, катаклизмама, загрязнение природы....)))))

 

Это не так просто - не мешать. Помехи создают страхи материнские, желание уберечь от проблем, сложностей. Справиться с собой довольно сложно. 

 

Smarina -> Alekseevna   

 Помехи создают страхи материнские, желание уберечь от проблем, сложностей. Справиться с собой довольно сложно. 

Понимаю Вас отлично. С  страхами трудно справиться это очень разрушительная эмоция после обиды. На  эти эмоции  уходит много жизненной силы ( энергии). 
Материнское желание уберечь от проблем и сложностей своего ребенка ,  только усложняет ему жизнь.
У Анатолия Некрасова  есть хорошая книга про материнскую любовь, если заинтересуетесь напишу название книги.

 

Напишите! Это может быть не только мне интересно.

Smarina -> Alekseevna   

Напишите! Это может быть не только мне интересно.

 Анатолий Некрасов - психолог, писатель. Книга называется :  " Материнская любовь" 5-е издание.
Эта книга исследует необычную тему - материнскую любовь.

 

Спасибо! Эта тема, действительно, очень необычная. Ведь где грань между настоящей материнской любовью и личным эгоизмом. 

Кстати говоря, отличная книга, мне очень помогла. Рекомендую мамам!

Vl-Ot
8 Сентября 2016 22:09

Спасибо! Собираю по крупицам информацию о семейном образовании, интересны все нюансы, хотя до школв ещё три года ))) Но шаг-то серьезный, ответственный. Мы живем на хуторе, до ближайших соседей - 4 км, поэтому "родительская школа" отпадает, как и вальфдорская, хотя из последней многие методики можно использовать самостоятельно. А для общения с детьми будем возить в музыкальную или на кружки, если захочет.

Smarina »  Vl-Ot
9 Сентября 2016 02:45

Здесь, на ДП, есть Маша Калинина, ее семья переехала в довольно глухую деревеньку на Алтае. Детям не с кем было общаться. Маша активно начала знакомиться с соседями из соседних деревень, нашлись единомышленники. А  в этом году начали приезжать соседи с детьми в их деревню, кто в качестве гостей-туристов, и нашлись семьи, кто переезжает совсем. Маша с соседями занялась рукоделием, продажей через интернет (общие интересы), в соцсетях же своих будущих гостей и соседей привлекла. 
Удачи!))

svetlayluna
9 Сентября 2016 12:48

Марина, спасибо за подробные рассказы о личном опыте, это ценно! у нас хоть и нет потребности в отказе от школы, но почитать интересно всё равно. У нас дочка тоже вперёд всего класса уходит, хотя сама по себе не особо шустрая, но соображалка хорошая, математика хорошо даётся и читает гораздо больше одноклассников. Сейчас начался 5 класс, новые учителя. Посмотрим как будут там дела, а то в началке учительница частеноко "натягивала" пятёрки, что бы хоть один отличник в классе был))) нам это не нравится, хочется узнать реальную оценку знаний. Вообще в школьном подходе много неправильных нюансов, но нам пока по большому счёту всё подходит, не напрягает. Сын тоже нормально учится, сейчас в 3 классе. Хотела спросить у тебя, может подскажешь какие-то задачники по математике за 5 класс, наверное вы пользовались? и вообще что-нибудь интересное по программе 5 класса?

Света, по математике мы решали по Битнеру, у нас было мало времени на предмет, поэтому мы базу основную проходили.И у нас небольшой кружок математики, там предмет в объеме рассматривается, это пока экспериментальный кружок, новый взгляд на математику. Мы очень любим учебники изд-во Просвещение серия "Сфера". Такие интересные, по подаче материала, по оформлению, это  для самостоятельного изучения предмета. Есть в библиотеке Калошина. Очень рекомендую. Хорошо, что пока дочке не скучно в школе))). Видео документальное хорошо помогает. 

a89535376180
9 Сентября 2016 20:19

Спасибо! Очень интересно. Марина, пока вы учились в родительской школе, перед вашими глазами были разные детки. Мне интересно,а  если ребенок слабенький в обучении, ему индивидуальный подход точно не повредит, как вам кажется? Все понятно, когда ребенок учится с опережением, а если наоборот?
Много читала про вальдорфскую систему обучения, но таких школ по стране 23, в нашей республике нет ни одной. Будем изучать вариант с Битнером. Потихоньку объединяемся со сторонниками СО в городе, не знаю пока, что из .того получится.

Алена, слабенькие у нас были дети. Индивидуально помогали. Вся проблема для слабых детей - моторика, психосоматика. Потихоньку, не спеша, и дети подтягиваются, усиливаются. Мы сами  собирали разный опыт лучших школ. Родители и учитель наш смотрели видео Амонашвили. Изучали и школу Щетинина. Интересный опыт лицея подмосковского "Ковчег. 21 век", там по системе Ферне. Вальдорфская система и др.

Я решилась перевести своего восьмикласснка на семейное образование после того, как обнаружила в сети Интернетурок. Сама бы не потянула.
Два последних года бились с нежеланием ходить в школу, пропусками, болезнями на этой почве. Сейчас занимается самостоятельно и с удовольствием. Подтягиваем "хвосты" за прошлые годы. 
Вот повторял:http://interneturok.ru/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/razlichenie-ne-i-ni-2/questions
Прекрасный вариант дистанционной учебы. Есть вариант самостоятельно и с учителем. Может, будет полезно.

Да, мы тоже Интернетурок используем несколько лет. Очень хорошая помощь. 

Сейчас во время "карантина" (точнее тоталитарного режима) восстребованность в домашнем (семейном) образовании возрастет в разы....   и Ваш опыт многим понадобится....

Спасибо, я писала именно в расчете на тех, кому это может помочь.