Загрузка файлов

Сообщества / Жизнь в деревне / Всем Миром
Деревня-Онлайн это место встречи для тех, кто живет и трудится на природе или только собирается изменить свою жизнь в этом направлении.

В начале небольшое отступление от темы.
Переезд в село для горожанина, - это испытание, особенно для человека, не имеющего опыта жизни и существования на сельской земле. Условия, в которых проходит «приживление» на земле определяют время, за которое переезжающий начинает жить более уверенно. Если человек едет без сомнений, поддержан семьей, друзьями, близкими, имеет возможность купить дом, необходимый инвентарь, провести ремонты жилья и построек, приступить к обзаведению хозяйством — это один случай.
Но нередко, переезд требует приобретения и освоение участка с нуля. Еще более сложно приживаться, когда переездд внезапный, связанный с необходимостью сменить климат, чтоб поддержать здоровье детей, поправить собственное здоровье, по другим недобрым поводам . В первом случае, человек надеется на себя, на собственные силы и средства. Второй случай заставляет объединять усилия нескольких семей, кооперироваться для проведения работ по освоению участков, строительству. Приходится говорить об общине. В первом случае говорят - «Еду жить на село», во втором - «Едем, чтоб выживать». Небходимость объединения усилий нескольких семей, возможность кооперации с коренным населением — мера вынужденная (будем считать так для простоты изложения). Будь каждый сильным, обеспеченным, - и вопросов об объединении на стояло(не всегда так). Объединяться заставляет ещё и внешние обстоятельства — тяжелые времена, лихолетье или жизнь в условиях сурового климата, природных катастроф. Зачастую подобные трудности нивелируют потенциал людей, все становятся равными перед бедой. Община становится в таком случае единственной формой остаться в живых, спасти своих близких, возродить веру в будущую жизнь в будущее. Община — это социальная форма выживания людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.




Теперь собственно по теме.
Казачья община возникла, развивалась и существовала в сложных исторических условиях, когда вопрос выживания людей стоял очень остро. С одной стороны — необходимо было решать экономические вопросы, обустраиваться, заботиться о потомстве и почтенных членах общины, обеспечивать народ питанием, жильем, с другой стороны — требовалась постоянная готовность к отражению внешних угроз. Многовековой настрой на выживание, постоянная мобилизованность, сделали эту социальную форму совместного проживания людей невероятно живучей.


Вопросы жизнеобеспечения и защиты в казачьих землях явления взаимо проникновенные настолько, что даже премьер-министр П.Столыпин с политикой реформирования и разрушения крестьянской общины, не нашел путей к изменению уклада жизни в казачьих областях. Также относился глава царского правительства и к сельской общине горцев на Кавказе. И если в губерниях, на сибирских просторах крестьянин мог рассчитывать стать собственником земли, полностью выйти из зависимости от селькой общины, то казаки такого права были лишены. Это не значит, что все собственники земли в реформированных губерниях вдруг стали обладателями «счастливыми обладателями» выиграшного лотерейного билета. Немало и разорилось, но в результате капитализм пришел в деревню, появился рынок земли, земельные банки, человек стал свободней. Но — за свободу хозяйствования, за собственную землю, немало людей заплатило дорогой ценой — разорением, банкротством, ещё более обогатив класс земельных латифундистов и заемные банки.
Эти потрясения не коснулись казачьей общины. В ходе проведения земельных реформ община казаков выстояла. Земля осталась в общественной собственности, её можно было взять в аренду, арендованные участки можно было наследовать. В абсолютном общественном владении оставались сенокосы, выпасы для скота и лошадей, леса, водоёмы. Казачество обладало правом безвозмездного пользования природными богатствами. И только через аренду.
Но так ли безвозмездно пользовался дарами Земли-Богородицы казак? За это государь требовал от казака за его же счёт экипировавшись, в любой день быть готовым выступить на защиту Отечества, и без колебаний отдать свою жизнь.
Мобилизационная готовность была очень организованной и скорой. Казак, даже дома, считался на военной государственной службе,. В хозяйстве находились боевая экипировка, пара боевых коней (в хозяйственной работе использовать было строго запрещено), холодное оружие, запас провианта. Ежегодно казак призывался на месячные военные сборы, в военное время тремя очередями — молодые раньше, более старшие казаки в последующем - отмобилизовывались на театры военных действий.
Воевала Россия постоянно. Кроме того, казаки были весьма желанны при освоении новых земель, в экспедициях, охране дипломатической службы. Лев Толстой сказал однажды: «История России сделана казаками!»
Заблуждение, что казачество несло и жандармские функции. Попытки привлечь на «этот позор» вызывали в казачьих областях волнения и бунты. Казак с нагайкой, - «нагаечник» - порождение пропаганды в первые и последующие годы советской власти. Мобилизационная система в СССР была точной копией казачьей системы мобилизации.

Но я отвлекся — вернёмся в общину. Община была не только живуча, но и могла при необходимости, в тяжелые минуты находить внутренние резервы к сохранению и восстановлению, была призвана сохранить жизнеспособность дворового хозяйства, хуторов и станиц. Уходя на войну, мужчина знал, - жизнь в его отсутствие продолжится, за плуг станет невоеннообязанный сын (военнообязанность наступала в 21 год), брат, отец, нередко жена, сестра. КазАчки могли заменить мужчину, принимая участие во всех хозяйственных делах, — умели управиться с конем, волами, обработать поле, содержать в справе скотину, боевых лошадей, держать в порядке дом и семью, воспитать детей. Часто женщины оставались вдовами, сохраняя верность погибшему кормильцу, до конца своих дней оставаясь незамужними. Казачат воспитивали деды, дядьки, кресные отцы.
В общинах не стремились к богатству, считая излишнее богатство злом. Духовной основой жизни была мера, а умеренность — благодетелью. Отсюда — бережное отношение к природным ресурсам, брали ровно столько, сколько могли потребить, не делая безмерных запасов.

Община управлялась Кругом — общим собранием представителей дворов. Представлять двор с правом решающего голоса мог только казак, глава семьи. Символом власти казака была боевая нагайка, с которой он приходилна Круг.
На Кругу все находились с покрытой головой — в фуражках летом, папахах зимой. Ни перед кем, даже царём казак шапки не ломал, только в храме перед Богом - «Жизнь Отечеству, душу — Богу, честь — НИКОМУ». На Кругу все были равны. На Круг приходили без приглашения все взрослые мужчины. Могли пригласить вдов, жён или незамужних женщин при решении их личных вопросов. Вопросы решались только Единогласно. Если вопрос не разрешался, находился хоть один участник Круга несогласным — Круг решал вопрос отложенным. Нередко при несогласии, Круги длились не один день, например, при разделе земель между пользователями или общинами. Круг был высшей властью в общине, — хуторской, станичной, общевойсковой. Между Кругами жизнью общины управлял избранный Кругом атаман. Выборы могли проводиться либо открытым голосованием, либо тайным. Для действий в условиях войны избирались походние атаманы. Атаманами выбирались казаки, пользующиеся всеобщим уважением, добрые семьянины, порядочные, честные, справедливые. Атаман обладал полнотой власти на той территории, где властвовал соответствующий Круг. Приказы атамана должны были исполняться бесприкословно. Казак мог оспорить действия и решения атамана только на Круге. Казачьи общины были достаточно замкнутыми организациями, стать полноправным членом было возможно, но достаточно сложно. А стать казаком — почти невозможно. Потому что, помимо простых хозяйственных знаний, казаки из рода в род изустно передавали сокральные военные знания, которые для посторонних были закрыты. Сейчас эти знания известны по названием Казачий Спас. Знания эти сейчас собираются по крупицам, потому что носители этих знаний унесли бОльшую информации в мир иной, не оставив её на материальных носителях.
Казачество в своем первозданном виде ушло в летА. Казачью общину повторить нельзя, и напрасны потуги безумцев, которые слепо копируют старину, пытаясь возрождать казачество в первозданном мире. Не всё из той жизни возможно применить в условиях современного мира.
Казачья община стала частью истории. Наследница славной Скифии, казачья вольница немало растеряла на крутых поворотах и ухабинах истории. Но казачество живо.


На практике вполне возможно и необходимо применить принципы, положительные стороны этого уникального явления в жизни славянского мира — Казачьей Общины — применить на благо людей, во благо Отечества.

42
9 комментариев
Smarina
11 Апреля 2011 18:39

В Спарте было практически тоже самое. Только там была иерархия,  три группы жителей, из которых спартанцы - самые главные, воевали, на них все остальные работали. И у них сбережений не было, вкладываться можно было в какой то размен металлический, не долгого хранения. Сейчас много пишут и передают по телику про возрождение казачества. В чем это проявляется, если нет уже такой потребности в казаках на военной службе?  

les
11 Апреля 2011 21:36

Возрождение казачества-возрождение традиций, культуры,которым не одно столетие.Воспитание молодёжи в патриотичном духе.Не всё же косить под америкосов,жевать жвачку,пить тоники и слушать рэп.У нас другая культура,лучше.Казаки в мирное время,насколько мне известно,типа дружинников помогают противодействовать преступности.Хотя сами переживают не лёгкие времена.

Semjonoff
12 Апреля 2011 12:17

Марина, les почти полностью на Ваш вопрос ответил. Добавлю, что по России сейчас организованы казачьи кадетские корпуса. В них обучаются мальчики по программам со специфическим уклоном. Сначала корпуса формипрвались из деток из неблагополучных семей. Сейчас поменялось, и мальчиков отдают вполне нормальные обеспеченные семьи. В них с детства воспитывают всему доброму, что есть в казачестве. Большинство ребят в дальнейшем находят себя в армейской и флотской службе. На второй фотографии - воспитанники этого корпуса, который успешно функционирует в хуторе Попов нашего района. Этот корпус - один из первых организованных на землях казаков.

Один интересный момент.
Старшеклассники из казачьего корпуса ездили в лагерь подготовки военнослужащих в Англию. Когда эти ребята прошли тесты, а потом соревнования, англичане не могли поверить, что они еще учатся в школе, насколько подготовленнее они оказались местных призывников. Практически все соревнования выиграли по военно-прикладным видам соревнований, - стрельба, ориентирование, силовая подготовка, командная игра и пр.

petutanya
11 Апреля 2011 22:52

Да, мы совсем не знаем как это было, и многое потеряли((

Дарья Усвятова написала шикарную книгу(книги) - Казачий СПАС, про эти самые знания, которые по крупицам собирают..
Семеныч, разреши добавить маленький отрывок из этой книги, для нас для всех, и применительно к обсуждениям на этом портале ;-)

"...для знающего человека любое слово, произнесенное или написанное значимо и действенно...Слово – материально, это один из сильнейших видов энергии...Словом можно убить или исцелить, вселить надежду или посеять страх, развеять сомнения или навсегда закрыть путь к восхождению. Мы пользуемся своими словами крайне неосторожно, и это приносит нам огромные проблемы.
А между тем, Слово – бесценный дар, которым распоряжаться надо с умом и с сердцем...
Наши слова для нас ничего не значат, поэтому нам и кажется, что Слово человеческое так маловесно, так малоценно...
...Получается, что у каждого из нас есть мощнейшее оружие, которое стреляет без разбору во все стороны...

...в языке существуют черные и благие слова... Черное слово – это любое слово, сказанное из зависти, недоброжелательства, злобы. При этом совершенно не играет роли, сказано это слово, что называется, в сердцах, или намеренно: Вселенная слышит вибрацию, и ей неважны причины, по которым вы выпустили ее наружу. Кто из нас не проклинал кого угодно – правительство, начальство, недругов и друзей, супруга, родителей и даже собственных детей? Злость проходит, но слово, вызвавшее к жизни черную энергию, оставляет след надолго. Нам кажется, что это ерунда: поссорились – помирились, жизнь есть жизнь, невозможно прожить ее, не обругав кого-то и не пожелав ему зла. Но это совсем не ерунда, а очень опасная игра. Черные слова, проклятия, злопожелания – это ключи от двери, ведущей в мир зла, в мир, где живут нечистые духи, болезни и беды. Желая кому-либо недоброе, мы открываем эти двери и в наш мир устремляются потоки злой силы. Причем устремляются они в первую очередь к тому, кто ближе всего стоит к этой двери, то есть к тому, кто открыл им дорогу. Так что желающий зла страдает прежде всего сам, даже если он и не сразу замечает последствия своих слов. Действие недобрых слов вы наблюдали много раз, но либо не задумывались на тем, что свалившаяся на вас неожиданно беда или проблема – результат ваших же слов, либо боялись связывать происходящее со сказанным. А зря: догадавшись один раз об этой связи, в следующий раз вы бы уже очень крепко подумали перед тем, как сказать злое.
Другая ипостась – слова благие, благословения и благопожелания. Это слова сердечного утешения, благословения и пожелания счастья и удачи... "

Semjonoff
12 Апреля 2011 09:37

О слове скажу вот в каком плане. Что значит мiр на языке наших предков - Буква М - "мыслите", "i" - соединение двух буков, союз, объединение, "р" "рците" - говорите, изрекайте. Мир в душе, семье и всем сообществе людей тогда возможен, когда мысли и слова произнесенные вслух - имеют один смысл. Если нет - то вы врёте, лжёте, обманываете. Вот потому и нет мира среди людей, потому что избрехались. Мир живёт двойными стандартами. Мысли не соответствуют словам, а слова - мыслям - мiр гибнет. Не надо и Казачьим Спасов ладеть!
 

pavel11
12 Апреля 2011 12:33

В целом согласен,но вот что хотелось бы добавить,а так же и повторить:

Стремление к  объединению возникает у людей не только при

необходимости.Это естественная потребность,исходя из

того предположения, что мы все одно целое.Эта потребность,действительно,становится хорошо видна во времена тяжелые. Но разве только беда может сплачивать?

Да, все мы разные, и это хорошо и так должно быть, но это не значит,

что объединение идет в ущерб отдельной личности. Как раз

наоборот. Только вместе, каждый человек будет по-настоящему полон.

 Община - естественное звено между семьей и народом.

Конечно, нельзя идеализировать ту, историческую общину.

Но необходимо выделить саму ее суть и на этом основании

искать подходящие формы самоорганизации в сегоднешнем мире.

 А мир сегодня не терпит самоорганизации. Поэтому так яростно очерняет все попытки. Да и люди, утратив традиционные ценности, и пытаясь их вновь обрести, делают массу ошибок, чем еще больше  дискредитируют

всякое желание к объединению.

 Но, к счастью, дело движется. Народная мысль развивается в этом направлении, крепнет. Видны и положительные примеры.

 Историческая казачья община прекрасный пример,

на который можно ориентироваться сейчас при вторичном

освоении территории нашей страны. Само собой,если не пытаться точно копировать.

 Какая форма объединения людей наиболее адыкватна

на данный момент - вопрос открытый.

 

 

 

Semjonoff
12 Апреля 2011 12:53

Я смягчил этот момент, чтоб не дать повода для столкновения радикально настроенным соседям к обсуждению крайностей в вопросе к объединению. Но, раз уж Вы проговорили то, о чём я умолчал намеренно, я скажу Да- это так. И я с Ваму соглашаюсь. 

 

И просьба, раз уж я на правах автора - давайте не будем здесь, и в дальнейшем так упорно и невежливо(сознательно смягчаю) отстаивать свою точку зрения. Даже крайнюю. Это очень правильно - иметь свою позицию. Человек с собственным мнением, твердо стоящий на собственных позициях  -  достоин уважения. Но истинно мудр стоик, терпимо выслушивающий мнение оппонента, потому что душа - внутренний мир такого человека становится шире, ярче и богаче.

Создатель: derevnya-online
Cообщество: Всем Миром
Описание: Приглашаю в сообщество всех для обмена опытом по совместному решению проблем своей деревни, села. Взаимопомощь. Контакты с местной администрацией.