Загрузка файлов

Деревня-Онлайн это место встречи для тех, кто живет и трудится на природе или только собирается изменить свою жизнь в этом направлении.

Есть в селе Верхний Уймон, что в Горном Алтае, музей истории и быта старообрядцев. Они заселяли Уймонскую долину 300 лет назад. Их называют кержаками, потому что бежали они с реки Кержак, что в Нижегородской области. Почему заселяли именно эту долину? На мой вопрос местные краеведы отвечают, что искали Беловодье, древняя легенда. В русских селах Уймонской долины теперь живут их потомки, правда, очень мало кто сохранил традиции. Музей основала Раиса Кучуганова. Она сама собирает по крупицам историю переселенцев, написала несколько книг с пословицами, поговорками, притчами, бывальщиной, рецептами и пр уймонских старообрядцев. Сама же проводит очень интересные и увлекательные экскурсии. 

Немного фотографий из музея.

Слева на снимке "переходчики", рядом с воротами. Традиционный вход во двор. Чтобы коровы огород не поели. Сначала в горочку, потом спускаешься. Нетрезвому человеку крайне сложно зайти в дом в такую "калитку".

переходчики  журавль

Зацепила лестница своей простой, может кому-то захочется подобную.

лестница

 

Эта роспись не характерна для кержаков, просто красиво украсили музей. 

роспись  еще роспись

Так в представлении алтайских кержаков выглядит Беловодье (слева).

картина  картины

одежда

1068
65 комментариев
Marina
3 Ноября 2012 20:45

Все-таки здорово, когда есть увлеченные люди!

Petrovna
3 Ноября 2012 21:54

Меня один мой родич (ныне покойный) все время называл кержачкой, может быть, потому, что я родилась в Усть-Илимске(Сибирь).  А до сих пор мне в голову не пришло узнать, кто такие кержаки. О поисках Беловодья читала в "Сказании о граде Ново-Китеже" Да, хотелось бы найти эту мифическую благословенную землю. Все наши мечты разбиваются о рифы суровой реальности.

Smarina
4 Ноября 2012 05:56

По преданиям, в Беловодье могут попасть только праведники. Якобы, если увидел синий туман, а за ним речка, за ней собаки лают, петухи поют, да люди разговаривают, значит это оно. Но только если не праведник, туда дороги нет. 

Рассказали историю, как одни новые переселенцы из города в те места поймали эту ситуацию. Они  куда-то ездили и возвращались к себе. Увидели все как выше сказано, аж обалдели. Но выяснилось, что они просто случайно с другой стороны в свою местность ехали и еще ее не знали. Смешно было потом очень. 

Кстати, только сейчас вспомнила, что-то подобное из сказаний есть об озере Светлояр (Нижегородская область), там тоже вроде что-то про туман, голоса, петухи и пр. Интересно как!

PolarBear
4 Ноября 2012 00:00

Только река Керженец называется. По сию пору утопает она в лесах, потому и места для кержаков там было достаточно.

Smarina
4 Ноября 2012 05:32

Название реки не запомнила, но в яндексе нашла и реку Кержак в Нижегородской области. Может и с Керженца бежали). 

cirota
4 Ноября 2012 10:38

Узоров с свастикой не было они уходили от Никоновской церкви и были хрестиане, а не язычниками.Ткут и сейчас в деревнях на станках но не сукно а коврики и дорожки из лоскутных лент. Прабабушка разказывала что предки был с Мурома.Уних много интересных традицый, например не пить с одной посуды, семейную икону которую пренесли с родины передат старшей дочери в день свадьбы а книги сыну.

Smarina
4 Ноября 2012 16:09

Еще интересная традиция - людей -не кержаков кормят с посуды, которую потом не используют. При этом очень радушные и гостеприимные люди)). 

EKAterina
4 Ноября 2012 16:27
У старообрядцев, люди иной веры, даже христиане Никонианцы или двоеперстцы других толков, людьми считались не чистыми. Их старались вообще в дом не пускать, но бывали исключительные случаи. И для этих случаев держали отдельную посуду, даже лавка была отдельная. За общий стол "других" тоже не сажали.
EKAterina
4 Ноября 2012 13:09

Только вот недавно дочитала книгу "Хмель". Жестоко, немного утрированно, но так интересно. В ней как раз об старообрядцах. Староверами называли "язычников".

И у страрообрядцев и не могло быть свастики. Зато, вот недавно были в Горно-Алтайском новом музее и там выставлен старенький, обтрепавшийся кусочек ткани со свастикой. И это входит в часть культуры  Алтайцев.

Smarina
4 Ноября 2012 16:11

Интересно, надо сходить в музей обязательно. 

Astropanda
4 Ноября 2012 13:22

А давайте послушаем Раису Павловну? И пусть каждый сам для себя решит что переврано, а что нет. Человек делает Большое дело, пытается сохранить то, что уже почти всеми забыто http://www.youtube.com/watch?v=68ANvGJi8eQ видео 2008г.

Vega1969
4 Ноября 2012 21:59

у старообрядцев есть сайт и не один, и они спокойно фотографируются, и Корнилий в т.ч., и дают интервью. не стоит в 21 веке утрировать об их отстраненности. за ярославлем есть целые села. инфы в инете много.

Smarina
5 Ноября 2012 06:24

Не все пускают к себе фотографироваться, сохранили традиции. Те, кто не работает с туристами. 

cirota
5 Ноября 2012 09:14

Я некогда не вдавался кто были предки староверы или старообрядцы,но узора не всречал даже в деревнях.Да 84г были в тайге и встретили деревню,огорожена как на фото,но перед воротами был столб с небольшим на весом где стоял кувшин с водой и хлеб,мне обьяснили что выстовляют для путников чтобы не заходили.

Smarina
5 Ноября 2012 09:16

Узоры такие когда-то были, в некоторых музеях центральной России и на северах выставляют одежду и рушники. Но не понятно, в какой период они исчезли.

Smarina
5 Ноября 2012 09:18

На всякий случай сообщаю, что в этом топике мы обсуждаем историю, а не вероисповедания. 

Создатель: Marina
Cообщество: Музей Деревни
Описание: Старые и старинные вещи, предметы старины. Новая жизнь вещей. Культурное наследие. Этнография.