Возможно, некоторые из вас помнят, что полтора года назад, когда я искала свою первую коровку, я пыталась разобраться, какая порода КРС больше подходит для моих задач. Сначала мое внимание привлекли костромички, затем я чуть не купила ярославскую нетель, но в конце концов приобрела швицкую новотельную первотелку. И хотя я была очень довольна моей девочкой, идея на практике сравнить между собой все три породы, не оставляла меня. И вот, не прошло и года, как в моем коровнике оказались представительницы всех трех пород. Две ярославки приехали из племенного хозяйства, а костромскую нетель я купила доморощенную, но ее хозяйка – осеменатор из Гридино, племенного хозяйства по костромской породе. Соответственно, мать моей нетели происходит оттуда и родословная моей коровки известна.
Если рассказывать по порядку, то надо начинать сравнение со швидки. Купила я ее по объявлению на Авито. Я ехала ее смотреть с заранее принятым решением ее купить, потому что она мне априори нравилась. Хозяйка уверяла, что ее мать четвертым и пятым отелами давала до 40 литров. Но когда я ее увидела, меня весьма смутили ее размеры. По сравнению со своей соседкой по коровнику, она казалась крошкой. Но удои первых двух дней были многообещающими, и сделка состоялась. Коровка оправдала надежды, на пике лактации давала 18-19 литров, иногда беря планку в 20 литров. Кроме того, она долго держала удой на одном уровне. Покрыла я ее не сразу из-за своей неопытности, поэтому в результате она доилась больше года. То есть, отелилась она в марте, в середине мая на траве прибавила до максимума, до октября доилась по максимуму, осенью на сене снизила до 16 литров, к четвертому месяцу стельности, то есть к февралю, снизилась до 14 литров, к запуску доилась литров 12. За это время она очень выросла, стала такой холеной и уверенной в себе дамой!
Купить ярославок оказалось не так-то легко. На руках у населения либо голимый инбридинг, либо помеси с голштинами. На Авито вообще объявлений мало и варианты предлагаются не впечатляющие. Пыталась звонить в «Агриволгу» и «Ярославку» - они ничего не продают вообще. Наконец, связалась с объединением «Ярославское», где есть информация по всем племрепродукторам. Они мне говорят, что прямо сейчас ничего нет, звоните после Нового года (дело было в декабре), может чего отыщется. На мое удивление ответили так: раньше спроса на них не было, поэтому 80% племенного стада перекрыли голштинами, а сейчас многие стали озадачиваться сыропригодным молоком, интерес к чистопородным ярославкам возродился, а предложить-то уже почти нечего. Все, что было на продажу, забрало какое-то вновь созданное хозяйство из Подмосковья. «Но мы Вашу заявку приняли, постараемся после Нового года что-то подобрать». В январе звоню, а мне неожиданно говорят: приезжайте срочно, есть пять голов уже прошедших карантин, которых то самое хозяйство не успело забрать до Нового года. А в Новом году у них уже нет бюджета на покупку нетелей. Да, бывают на предприятиях такие странные ситуации, когда деньги надо срочно тратить именно до Нового года. «Племенное хозяйство, где находятся нетели, очень хорошее, передовое, практикуют беспривязное содержание. Если в течение недели не заберете, придется все анализы брать по новой.» Я, конечно, мчусь.
Приводят меня в огромный ангар, по середине проезд для трактора, который раздает корма, а по бокам загоны, где нетели как сельди в бочке. Да, они не привязаны, а толку-то. Им все равно негде развернуться. Пол сантиметров на пять залит мочей. Мне пальцем показывают на животных, которых я должна выбрать, а они в толпе таких же, поди разбери! Смотрю бумаги, отбираю двух по плотности и жирности молока. Мне их загоняют в отдельный загончик. А они дикие совершенно, мечутся по загону. Я в растерянности, судорожно соображаю на что надо обратить внимание. «А как же им вымя пощупать?» - спрашиваю. «А мы их сейчас в станок поставим!» Загоняют их в станок, фиксируют. У одной обнаруживается прибылой сосок, я прошу ее заменить. Подбираем другую. У нее окрас как у черно-пестрой. «Почему, - спрашиваю, - окрас не характерный?» «Да в 80-е годы всех поголовно голштинами перекрывали, это потом уже решили к чистопородному разведению вернуться. Так что иногда, бывает, рождаются такие пестренькие» Ладно, думаю, главное что у мамы и бабушек молоко хорошее. Но удои не запредельные, отнюдь. Где-то 4500 - 5000 за год и не первым отелом. Зато жирность 5,3 и белок 3,4. Делать нечего, беру этих. Приезжаем за ними с коневозкой. Я стараюсь с ними общий язык наладить посредством яблочка, а они смотрят на меня, как на врага, и яблоко даже нюхать не пытаются. Что же я с ними делать буду, думаю. В станке кое-как нацепили на них недоуздки, загнали в коневозку. Когда выгружали, мужики впятером их в коровник заводили (к счастью на месте были строители, которые быстро-быстро заканчивали коровник к нашему приезду). Первые дни навоз от них ужасно вонял силосом, что такое сено, они не знали, притронулись к нему только на второй день. Наш комбикорм, похоже, тоже не был привычной для них едой. От нас шарахались, страшное дело. Одна лягалась и очень метко. Так началась наша совместная жизнь.
У одной из них срок отела был через месяц и вымя уже начинало увеличиваться. Это было нормально. А вот то, что у другой в пять месяцев стельности молоко вдруг полилось – это было совсем не нормально. Многие, с кем я советовалась, говорили мне, что этого не может быть, что у коровки либо выкидыш был, либо меня обманули и стельность не первая. Но нет, и теленок на месте, и это явно нетель. Боялась преждевременного отела, но и этого не произошло. Потом уже хозяйка моей костромички и осеменатор с большим стажем сказала мне: «Я сама долгое время не верила, что такое бывает, когда мне коллеги рассказывали о подобных случаях, пока сама не столкнулась» Посоветовала прекратить лактацию с помощью орбенина, чтобы избежать мастита. Мы ввели орбенин, но эффект от него был кратковременный и не полный. За полтора месяца до отела коровка снова стала оставлять на полу лужицы молока, а за двое суток до отела молоко из всех сосков полилось ручьем. В результате через сутки после отела начался мастит, но мастиет-форте уже был наготове, и мы с ним справились очень быстро. У меня создалось впечатление, что в племенных хозяйствах такие случаи стали встречаться из-за широкого применения гормональных препаратов, которыми кололи если не самих телок, то из матерей (например, чтобы синхронизировать или стимулировать охоту). Может я и ошибаюсь, но факт налицо: раньше такого не бывало, а теперь такие случае появились.
Обе мои ярославки доятся приблизительно на одном уровне: на пике давали по 14 с половиной литров, иногда больше 15. Не слишком впечатляюще. Я нарочно уравняла их в кормах с швицкой и костромской коровами, чтобы узнать, верно ли утверждение, что ярославки могут хорошо доиться почти без комбикорма, а кострома и швицы, как мясомолочные породы, требуют большого количества кормов, потому как им нужно поддерживать массу тела. В моей практике это утверждение не подтвердилось. В всех случаях я увеличивала дачу комбикорма пока это вызывало увеличение удоя. В всех случаях на 6 кг в день комбика увеличение удоев прекратилось (не 2 кг, как кормят некоторые частники, и не 12 кг, как кормят в племхозяйствах) Конечно, многое зависит от качества комбикорма, с этим я тоже столкнулась. Я сейчас остановилась на челябинском. Но это отдельная тема.
Так вот, в итоге все мои коровы получали по 6 кг комбикорма в день. В зимний период еще и по полторы буханки хлеба в виде сухарей (покупаю на местном хлебзаводе) На этом корме ярославки, как я уже писала, давали на пике 14,5 литров, иногда 15,5. Швицкая коровка 18-19, иногда 20, а костромская (внимание!) 20-21 литр, максимальный удой 22,8 литра! Все первым отелом. Если еще учесть, что я купила костромичку существенно дешевле всех остальных… Правда смирилась при этом с наличием у нее прибылых сосков (неприятностей они не доставили).
Купила я свою Вятку опять же через Авито. В тот день, когда я познакомилась с ней впервые, я еще побывала на частной ферме в Ивановской области. Там тоже были костромички, но они не впечатлили меня. Я прямо на месте попыталась свернуть сборное молоко с этой фермы сычужным ферментом, но сгустка толком не получила. Подняли документы: белок 2,8%. У костромичек такое жидкое молоко? Я очень удивилась. Кроме того, все они показались мне мелковатыми для костромы. Хотя, казалось бы, на всех матерей были племенные свидетельства какого-то местного племрепродуктора, и быки у них только из Караваево.
Так вышло, что Вятку я увидела только поздно вечером, а света в сарае не было. Ее выгнали во двор, и мне она показалась целой горой. Она вначале носилась по двору как угорелая, потом поела свою кашу и обнюхала меня огромным носом, заодно вымазав меня кашей всю с головы до ног. Я толком ее не разглядела, но поскольку молоко ее матери за полчаса дало великолепный сгусток, решила ее купить. Кроме того, у нее оказалась многообещающая родословная. Бабушка ее на три четверти швидка канадской селекции, давала под 8000 литров в год, белок 3,4% (находится в Гридино),крыли мать костромским быком линии Концентрата, и так далее.
Но когда я привезла ее домой, меня местные подняли на смех: «Ты что это быка купила вместо телки?» Действительно, сама огромная, голова гораздо массивней, чем у моей швидки, с мощными ляжками (это тебе не ярославские тощие задницы), брюхо просто необъятное (помимо того, что она носила довольно крупного бычка, у нее еще и рубец очень развитый), а на месте вымени - пупырышки, которые практически не увеличивались в размерах почти до самого отела. И вдруг, буквально за неделю, на месте пупырышков выросло даже не вымя, а целая ванна! При этом это был не отек, а именно само вымя. Отека-то как раз у нее почти и не было. Мы ее раздаивали-то спустя рукава, буквально через несколько дней перешли на трехразовую дойку. Она и стояла с аппаратом сразу спокойно, не то что ярославки (как мы их раздаивали – отдельная история!).
Молоко у нее не такое жирное, как у ярославок, но намного слаще (по вкусу ее молоко очень похоже на молоко моей швицкой коровки). Ярославки же доились буквально сливочным маслом вместо сливок, надо отдать им должное. Но как питьевое это молоко было не самым вкусным. Однако, кое-кто из клиентов приметил, что оно очень долго не киснет, и просил именно его. Впрочем, у многих ярославок очень сладкое молоко.
Для полноты впечатления хочу вам пересказать мой разговор в Быково, головном центре по репродукции КРС. А разговорилась я там с женщиной, которая помогает клиентам подобрать семя. Первое, что она отметила, это то, что только совсем недавно и, в основном, мелкие производители стали интересоваться такими показателями, как плотность молока и состав его белков, и именно с точки зрения сыропригодности молока. Хотя специалисты центра «держат марку» в этом смысле. «У нас даже есть голштинцы с хорошими показателями, хотя в массе своей, конечно, молоко голштинских коров не годится, строго говоря, даже для самых простых кисломолочных продуктов.» Честно, я не совсем разобралась в том, какие там альбумины в составе молока нужны для сыра, главное, что эта женщина знает и подберет. Для швицкой породы это не составило труда.
Проблема началась, когда я попросила костромское семя. Картина нарисовалась печальная. Семя, которое хранится в центре, - от давно умерших быков, живших еще в советское время. Выбор мизерный, в основном в гранулах, а не в соломинках. Поскольку до сих пор я брала семя только в соломинках, я не знала, работает ли моя осеменаторша с гранулами. В результате купила семя опять же швицкое и для костромички. Попутно узнала, что, оказывается, в Караваево значительную часть поголовья покрыли… голштинками, и специалисты центра, которые пытались отобрать костромских быков для своего фонда, не нашли там ни одного по-настоящему достойного. Вот, наверно, почему такой низкий процент белка был на той ферме в Ивановской области, где я была! Ну еще и кормили там коров не пойми чем. Откуда-то из другого места привезли работники центра пятимесячного костромского бычка – и это весь улов.
Вообще же статус племрепродуктора по костромской породе сохранился на сегодняшний день только у «Караваево», «Планеты» в городе Буй, куда мы с мужем ездили позапрошлым летом, и у «Гридино», откуда произошла моя Вятка. Я так понимаю, эти племрепродукторы используют семя из каких-то особых закромов, потому что в открытой продаже его практически нет. Например, ОАО «Московский» тесно сотрудничает в деле восстановления костромской породы с «Планетой», а в их каталоге костромкого семени в этом году нет вообще. Хозяйка Вятки уверяла меня, что «Гридино» покупает семя в Быково, и называла клички конкретных быков. Сотрудники же Быково утверждали, что семени этих быков у них нет и не было. Это для меня до сих пор загадочная история, и мне еще предстоит провести расследование по этому «делу».
Р.S. Когда статья уже была готова (писала я ее урывками месяца полтора) у нас отелилась швицкая коровка, та, которая была самая первая. Вторым теперь уже отелом она принесла нам позавчера бычка. Бычков мы себе не оставляем, будем его продавать. Поскольку он с великолепной родословной (отец Эмерал, дед Вексель, о достоинствах матери и бабушки я писала в статье), я его хочу пристроить не просто как племенного, но людям, которые в самом деле разбираются в породах и могут его оценить по достоинству. У меня его уже просят, но собираются покрывать им голштинок. И, конечно, они не варят сыры, и им нет дела до сыропригодности молока. Обидно, такое семя должно улучшать именно швицкую или костромскую породу, ну или хотя бы тоже сыропригодную (симментальскую, крупных ярославок). Я не знаю, как здесь сейчас работает личка, если кому интересно, пишите мне на электронку.