Профиль: kalinatiens
Зарегистрирован: 12 Марта 2012
Заходил: 8 Декабря 2014 11:20

Чтобы увести колхоз от банкротства, жители села Малая Верейка отдали ему кредиты, взятые на развитие личных подсобных хозяйств. В воронежской деревне Малая Верейка еще в середине 2000-х была центральная усадьба колхоза-миллионера имени Карла Маркса, руководил которым Олег Лепендин. Главная улица села тоже названа именем Лепендина.

Но не Олега, а его отца Григория. Долгие годы именно он растил стопудовые урожаи, получал высокие надои, строил дома, мостил тротуары, уже в семидесятых годах провел в село газ. А Олег учился у него и в институте на экономиста, после защиты кандидатской диссертации работал главным экономистом хозяйства. И когда отец умер, наследовать колхоз выпало именно ему.

Это случилось в 1989 году.

В 90-е годы Олег решил проблему кадров за счет вынужденных переселенцев из Средней Азии и Закавказья, отдав им построенные еще отцом пустующие дома. Все колхозное стадо, ставшее убыточным и камнем висевшее на бюджете хозяйства, перегнал на личные подворья. Кто-то выкупил корову, и она стала его собственностью, кто-то платил за нее арендную плату, но и те, и другие молоком и телятами распоряжались самостоятельно. Колхоз, в свою очередь, обеспечивал подворья кормами. Не бесплатно, но и особо с людей не драл – только чтобы покрыть производственные затраты. Слезши с бюджета колхоза, корова стала источником дополнительного заработка для колхозников.

Само же правление сосредоточилось на выращивании зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы – всего того, что приносило деньги. Каждый год были хоть с небольшой, но прибылью. Сохранили колхозную столовую и бесплатные обеды для механизаторов. Даже свое внутриколхозное телевиденье завели.

Беда пришла, откуда не ждали. В 2005 году небывало высокий урожай оказался, для колхоза убийственным. Случившееся в стране перепроизводство зерна обвалило рынок. Цены на зерно упали в два раза. Тогда-то и образовался у колхоза первый за всю историю долг в 4 миллиона рублей. 2006-й год встречали с откровенным испугом. На сев денег не было. И взять их было неоткуда. Все, что могло служить залогом, было заложено и перезаложено. Над колхозом нависла тень банкротства.

Тень эта имела конкретные очертания соседнего села Малая Покровка. Где вот так же образовался долг, по требованию кредиторов арбитражный суд ввел внешнее управление, была распродана за бесценок вся сельхозтехника, порушены и разграблены административные здания, мастерские, фермы, а люди ушли, кто куда.

Мерзость запустения грозила теперь и Малой Верейке.

Тогда общее собрание колхоза и поручило правлению изыскать возможность использовать для спасения коллективного хозяйства кредиты, выдаваемые в рамках национального проекта для развития личных подсобных хозяйств.

16 человек оформили необходимые документы. Банк проверял и не усмотрел в них нарушений. И подворья есть, и коровы на них стоят, и корма для этих коров покупать нужно. Кредиты выдал. В результате были добыты те необходимые 2,5 миллиона рублей, которые и решили, судьбу не только весеннего сева, не только колхоза имени Карла Маркса, но всего села. Но на Лепендина завели уголовное дело. Сами дознаватели признавали: нарушение закона – да, было, а преступления-то, пожалуй, нет. Тем не менее, Лепендин получил хоть и условный, но срок.

А дальше дело стало развиваться еще хуже.

Летом 2006 года небывалая засуха убила урожай на корню. Свекла, хлеб, подсолнечник – все сгорело, и прежние долги полностью погасить не удалось. Тогда-то Лепендин и пришел к неутешительному выводу: надо ложиться под инвестора. И колхоз, утратив самостоятельность, превратился в одно из производственных подразделений крупного московского зернового холдинга.

180
2 комментария

чтож всё так безрадостно-то и безвыходно... 

Странно пишите - Олег унаследовал колхоз отца. На момент наследования это уже была собственность Григория? Или все-таки коллективное хозяйство?

Может я конечно придираюсь, но как-то резануло.

Сохранение бесплатной столовой мне кажется можно было бы не указывать, как достижение. Имея собственные, почти продукты питания и помещение, затраты только на з\пл повору, не думаю, что большие.