Загрузка файлов

Профиль: uinnuit
Зарегистрирован: 31 Октября 2013
Заходил: 16 Января 2019 17:13

КартаЗабыл, где в первый раз прочитал о заброшенной Монзенской дороге, но помню поток мыслей и картин моего воображения: 200 километров железки в сплошном лесу, нет автомобильных дорог, а значит нет браконьеров на джипах с винтовками и полно дичи, выводки глухарей, пасутся на откосах дороги (им нужны камушки для пищеварения), можно по несколько дней охотиться на каждой станции, продолжая двигаться дальше к новым местам и впечатлениям. Одним словом, Клондайк и земля обетованная для ходовых охотников как я. В действительности оказалось не совсем так, но об этом по порядку.

Вначале о самой дороге. На карте дана ее география. Начинается она в поселке Вохтога Грязовецкого района, что на юге Вологодской области и далее рельсы ведут все время на восток и немного на север. После 70 километров дорога ненадолго заходит в Костромскую область в районе Солигача, а потом опять и уже до конца идет по Вологодчине. Строили дорогу в 30-е годы для лесозаготовок. Сейчас сколь-нибудь серьезных заготовок леса нет, часть станций закрыли, а остальные, как бы, законсервировались в техническом и технологическом отношении на уровне 50-х годов. В этом их большая изюминка. Видишь наяву и живешь в том, что показывают в старых фильмах. Саму дорогу не успели достроить. Если поселок Вохтога — ее начало, то окончания дороги нет – она просто растворяется в лесах. На первых 100 километров дороги жизнь еще теплится: ежедневно дрезина развозит станционных смотрителей, местных жителей и прочих туристов-охотников. Иногда (раз-два в день) проходит состав из нескольких вагонов с лесом кругляком (в основном, береза низкой кондиции, так как ценные хвойные породы давно вырублены) и известью, добываемой в Солигаче.

Не всё, но часть моих мечтаний, мне удается реализовать. Так было и с Монзенской дорогой. В августе 2009 года, изрядно начитавшись и намечтавшись о будущей охоте на дороге я с собакой лайкой по имени Вайгач отправился в Вохтогу. Лайкам принято давать имена по географическим названиям. В моем случае Вайгач это остров на Севере на границе Баренцево и Карского морей вблизи Новой Земли. Об острове Вайгач узнал, когда изучал историю северных народов. Для них этот остров был и есть сакральным местом. На фото мыс идолов острова Вайгач.

Маршрут до Вохтоги несложный. Вначале по Ярославской дороге, потом отвернул направо на Вологду, а город Грязовец рядом с трассой. В дороге Вайгача укачало и по прибытии в город его вырвало почти сухим искусственным кормом (воду он пил, но корм был почти сухой). После этого я перестал кормить собаку такими кормами. Они удобны, но неестественно это, особенно, для серьезных собак типа лаек.

Грязовец — городок маленький и я сразу нашел здание, где располагалось местное охотничье общество. В здании жизнь «кипела», у всех было праздничное настроение, так как на следующий день открывалась охота, а это самый большой и долгожданный праздник для всех охотников. Председатель общества выдавал путевки на охоту, формировались коллективы для совместной охоты и дальнейшего празднования открытия. Путевку (разрешение на охоту) приобрел без проблем, запомнилось доброжелательное отношение и хорошая шутка.

На мою фразу,

— Вот приехал к вам на открытие охоты, — последовала реплика, — А мы ее не закрывали.

От Грязовца до Вохтоги расстояние 60 км. Большая часть дороги состоит из бетонных плит, что, вообще говоря, не очень комфортно для перемещения. По прибытии в Вохтогу поступил не совсем предусмотрительно: оставил машину рядом с шалманом, где маячили местные алкаши, а сам пошел на станцию. Когда возвратился, одно колесо было проколото. Пришлось использовать запаску. Не нравится многим местным московские номера.

Ехал без всяких предварительных договоренностей, потому мне надо было без промедления решить, как минимум, два вопроса: где-то под присмотром оставить машину и второй, самый главный, заброситься на какую-нибудь станцию и там организовать базу. На станции мне повезло, когда стал разговаривать с местными на предмет хранения машины, мне рекомендовали одного человека, благодаря которому решились оба вопроса. Машину поставил в его дворе и заодно, оказалось, что на станции Стеклянка, расположенной в 60 километрах от поселка, у этого человека имеется железнодорожный вагончик, используемый им для охоты, сбора грибов и ягод. Все сложилось так удачно, что через два часа по прибытии в Вохтогу я сидел в фургончике дрезины и ждал отправления. На фото как раз эта дрезина. Этот снимок и два следующих взяты по разрешению автора из источника http://mmet.livejournal.com/30966.html#comments , где описано туристическое путешествие по Монзенской дороге с большим числом качественных снимков.

Дрезина останавливалась на каждой «живой» станции и по требованию. Был день памяти родителей и несколько групп местных жителей ехали на могилы. Никогда не угадаешь в каком месте они попросят остановиться. Обычно просили машиниста тормознуть в ничем не примечательном месте (для меня лес как лес) и сходили в густой березняк. По каким-то им ведомым признакам люди определяли, что за этим березняком когда-то была их деревня.

В основном, вдоль дороги лес вырубается, но в некоторых местах из окна фургона можно было достать до веток осины или березы. Кто-то сказал, что здесь бывает очень красиво зимой после снегопада: белые шапки снега наклоняют ветки и получается бесконечная сказочная снеговая арка.

Когда-то станция Стеклянка была поселком, что видно на синей вывеске снимка. В сарайчике, на котором вывеска, находится дизель генератор для выработки электричества. Раньше в Стеклянке работал стекольный завод, оттуда и название. Сейчас постоянно там никто не живет. Нет даже вездесущих дачников. Некоторые домишки и вагончики используются местными жителями для заготовок в лесу грибов, ягод (в первую очередь, малины и смородины ) и охоты. Мои надежды на наличие обильных охотничьих угодий оказались напрасными по той причине, что народ здесь в большинстве безработный, можно сказать, нищенствует и потому, с одной стороны, есть свободное время для охоты, а с другой, нужда как-то прокормиться. Да, чужие охотники там почти не бывают, но местные, в силу сказанного, сами хорошо опустошают свои лесные угодья.

Так что охота у меня не изобиловала дичью. Детальной карты местности я не смог найти, а без нее по незнакомым местам много не добудешь. Станционные смотрители менялись каждые сутки, отмечалось многократно мое прибытие, но подсказать, где хорошие охотничьи места не могли или не хотели.

В сравнении с Карелией удивила мало водность территории – ни одной приличной речушки или озера вблизи. Воду для чая набирал под мостом, который на фото с дрезиной. Исток ручья находился в болоте и потому вода в нем была коричневая: можно было не заваривать чай.

Чай на охоте – это ее важнейшая составляющая, а для меня так квинтэссенция общения с природой. Не могу ни дать определения, можно сказать поэтического, этого слова из Википедии. Квинтэссенция — «пятый элемент, пятая стихия, эфир, подобна молнии, тончайшая, самая тонкая стихия, «пронизывающая весь мир … душа — дух мира, одухотворяющая все тела, … великая творческая сила, которой Бог наделил материальный мир». Сказано очень поэтично. Так вот без чая охота — не охота. Обычно делается чай в середине дня, когда уже набегался и притомился, а дичь после утренней кормежки спряталась и отдыхает. Настроение в это время, пожалуй, наиболее точно выразил А.К.Толстой:

Привал, дымяся огонек

Трещит под таганом дорожным,

Пасутся кони и далек

Весь мир с его волненьем ложным.

Для точности надо заменить слова «пасутся кони» на «лежат собаки», а вот строчка об отрешенности от мира совершенно справедлива. На охоте весь наш мир с его фальшивыми ценностями и рейтингами становится каким-то нереальным , а реальность другой мир, который был здесь десять тысяч лет назад, когда по этой местности бродили небольшие группы людей (большие не могли прокормиться) занимаясь собирательством и охотой. Когда сидишь один у костра в лесу после нескольких дней одиночества, то в большей мере ощущаешь себя в том времени, чем в нынешнем. Там настоящая реальность с настоящими ценностями, а нынешняя -все больше становится виртуальной.

Из интересного запомнился совместный маршрут с двумя лесовиками, которые на один день появились в соседнем вагончике на станции. Они предложили мне (или я сам напросился, когда мы отмечали наше знакомство, уже не помню) на следующий день пройти с ними часть их маршрута. По словам лесовиков, у одного из них не так давно была серьезная операция на сердце, но в спиртном себя никто (кроме меня) с не ограничивал. На следующее утро, несмотря на вечерне-ночное возлияние, они взяли такой темп, что через несколько километров хода по лесу я выдохся и начал тормозить . В середине дня мы все-таки добрались до запланированной точки — это место рядом с глухариным током, где у них зимовье. Очень жаль, что тогда я не снимал на мобильный. Зимовье очень колоритное: на небольшой возвышенности наполовину вкопанное в землю и сложенное из бревен большого диаметра. Чувствовалась какая-то первозданность и самобытность. Много раз ночевал в зимовьях Карелии, Сибири, но все они «слеплены по быстрому» на время, а это — на века. Уважительно смотрел я на его творцов. Лесовики сделали чай, где кроме чая были верхушечные веточки (не листья!) дикой смородины, вкус его замечателен. За чаем сориентировали меня на местности – если идти на восток, то там начинается Костромская область, а точнее частная собственность — охотничьи угодья Н. михалкова (стал писать фамилию, а компьютер никак не хочет писать ее с большой буквы ), если на запад, то возвратишься в Стеклянку. Я выбрал последнее, расстался с лесовиками и уже своим темпом пошел назад.

На охоте, как на работе, надо давать себе отдохнуть. Просто отоспаться, постирать, переключиться на что-нибудь другое. Даже собака это одобряет. Хотя лайки рождены и заточены под охоту. Смысл их жизни охота и человек им нужен только для охоты. Надо заметить, что лайки, которые постоянно охотятся, долго не живут — всего 5-7 лет. Наступает время, когда на охоте они убегают за кабаном или лосем и не возвращаются. В этом возрасте их сердце уже не выдерживает сверх больших нагрузок. Как говорят карелы, лайки умирают от разрыва сердца.

В свой выходной я познакомился ближе со Стеклянкой. От завода не осталось даже стен и только бутыли большой емкости и старинных форм напоминали о нем. Брошенные дома удивляли своей массивностью. Там все большое: дома, печи, ухваты. В той же Псковской или Ярославской области все мельче. Крыш домов уже нет, но огромные венцы диаметром под 50 сантиметров держатся и не поддаются гниению. Кажется, поставь крышу и живи. Когда люди строили такие дома, то, очевидно, предполагали жизнь многих поколений, но не получилось. На десятый день утром я возвратился в Вохтогу. Тепло попрощался с хозяином и отправился в обратный путь.

9 комментариев
TROLI
21 Июля 2015 08:02

Ни слова о добыче, ничего не было убито?

а вообще грустный рассказ, особенно в начале-"прокололи колесо..",правильно, москвичей нигде не любят, социальное неравенство, когда одним все, а другим ничего.Это реалии нашей страны.

koi
21 Июля 2015 09:42

Не только социальное неравенство. В мае смотрела очередной участок в деревне на границе Московской и Рязанской областей. Приехали туда с родственниками на машине с подмосковными номерами. В деревне жили постоянно 2 или три  местные семьи. Остальные (дворов 20) были скуплены  москвичами.  О чем нам потенциальные соседи с огромной гордостью и заявили: Мы тут все москвичи . А когда мы ответили, что мы из Подмосковья, из местного райцентра (там действительно живут мои родственники), то скривили губы, отвернулись и ушли на свой участок. Вот тут-то я и поняла сразу, почему так не любят москвичей.

Очень было неприятно.

TROLI
21 Июля 2015 11:46

А мне в таких ситуациях смешно становится, а не неприятно. Гордыня их смешна, москвичей от силы 2 %, а все остальные- бывшая лемита, неслучайно 98% "москвичей" так тянет на землю по пятницам, гены то пальцем не сотрешь.В Москве столько музеев, выстовок, а им только пиво и шашлык...  Кстати, я никогда в Москве не жила. но я то как раз могу считаться коренной москвичкой, предки бежали от репрессий.Но ни за какие деньги в этом высокомерном бомжатнике я бы жить не стала. И не понимаю, чем они то гордятся? Если с умом- жить и зарабатывать можно везде.

Seledka
21 Июля 2015 23:11

меня деревенские соседи спросили:

"Ты точно из Москвы? Уж очень лёгкая в общении"

А рассказ прочитала на одном дыхании. У вас замечательный слог!

uinnuit
21 Июля 2015 23:27

Спасибо, как раз пишу новый для своего личного блога. Там есть более  интересные, на мой взгляд, рассказы. Ссылка на личный блог в профиле.

uinnuit
21 Июля 2015 10:03

Отчет по охоте: добыл пару рябчиков и одну утку, стрелял мимо несколько раз глухарей, собака облаивала много раз белок, видел не раз свежие лосиные следы. Все.

Надо сказать, что на данном жизненном периоде у меня на первый план выходит уже не добыча, а общение с природой, знакомства с  новыми местами, сбор грибов. А сама охота - это уже больше традиция, которую надо поддерживать, т.к. за много лет она стала частью моей сущности.

TROLI
21 Июля 2015 11:42

Понятно, у меня это-грибы.Есть повод по лесу погулять, как в анекдоте-люблю ли я это? Не знаю, но сам процесс!

uinnuit
22 Июля 2015 00:05
Комментарий удалён
uinnuit
22 Июля 2015 00:06

Если рассказ показался грустным, то вот здесь http://club.memhost.ru/?p=629#more-629
мой забавный рассказ.