Загрузка файлов

Сообщества / Жизнь в деревне / История
Деревня-Онлайн это место встречи для тех, кто живет и трудится на природе или только собирается изменить свою жизнь в этом направлении.
   

Русское крестьянство . Pro en Contra. Убить мужика?


Сергей Сиволапов С 90 годов на "вольных хлебах". Никому ни чем не обязан и ни кому не должен. П
1 ноября 2018 г. 20:24 56 4078

  

 В 1922 году в Берлине выходит статья профессионального босяка и пролетарского писателя М. Горького посвященная русскому крестьянству, которая фактически после никогда не публиковались. http://www.pereplet.ru/text/peshkov25oct13.html Только что большевицкие вожди сплавили его за рубеж «для лечения» чтобы не путался под ногами. Поволжье страшный голод, отмечены многочисленные факты людоедства, чего отродясь не было при царском режиме. Людей кормят американцы. Только под давлением американского конгресса большевицкий режим выделяет 13 миллионов долларов, тогда как миссия Нансена в совокупности затрачивает 89 миллионов долларов на закупку и распределение продовольствия. Под шумок борьбы с голодом устраивается ограбление русской церкви, ценности изъяты на 3, 5 миллиарда золотых рублей. Рубль котируется к доллару как два к одному. Так заботиться о голодающих советская власть.

Впрочем «пролетарский писатель» , давший по приезду в Берлин интервью тамошней газеты призывал не драматизировать ситуацию. Не стоит жалеть эту темную забитую массу, говорил великий гуманист» на смену им придет новое , бодрое поколение молодых, которые будут строить новое общество.

Нельзя сказать , что Горький не был осведомлен о причинах голода и масштабах. «Голод у нас не стихийный, а искусственный», - писал старый борец с самодержавием В.Г. Короленко М. Горькому 10 августа 1921 года.- Безрассудный социальный эксперимент ленинской партии продемонстрировал неотвратимость массового голода там, где сельским хозяйством управляют некомпетентные чиновники, где диктатор призывает маргиналов к военным экспедициям в деревни собственной державы в рамках государственной программы продразверстки, где существует продовольственный фронт и вооруженные отряды захватывают крестьянский урожай в порядке выполнения боевого задания».

Знал Горький и масштаб бедствия, постигший его народ и Родину. Он писал М.И. Бенкендорф 13 июля 1921 года:

«Я — в августе — еду за границу для агитации в пользу умирающих от голода. Их до 25 м[иллионов]. Около 6-и снялись с места, бросили деревни и куда-то едут. Вы представляете, что это такое? Вокруг Оренбурга, Челябинска и др[угих] городов — табора голодных. Башкиры сжигают себя и свои семьи. Всюду разводят холеру и дизентерию. Молотая кора сосны ценится 30 т[ысяч] [рублей за] пуд. Жнут несозревший хлеб, мелют его вместе с колосом и соломой и это мелево едят. Вываривают старую кожу, пьют бульон, делают студень из копыт. В Симбирске хлеб 7500 [рублей за] фунт, мясо 2000 [рублей]. Весь скот режут, ибо кормовых трав нет — все сгорело. Дети — дети мрут тысячами. В Алатыре мордва побросала детей в реку Суру».

И так, босяк и пролетарский писатель принялся «агитировать в пользу умирающих» Свою статью о  русском  крестьянстве   он начинает естественно, с рефлексия для придания «объективности» взгляда :

"...Мне очень тяжело все, что я думаю о моей стране, точнee говоря, о русском народе, о крестьянстве, большинстве его. Для меня было бы легче не отвечать на вопрос, но - я слишком много пережил и знаю для того, чтоб иметь право на молчание.

И дальше поехало:

…Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком.

…В русском крестьянине как бы еще не изжит инстинкт кочевника, он смотрит на труд пахаря как на проклятие Божье и болеет «охотой к перемене мест»

…Тех, кто пытается внести в жизнь деревни нечто от себя, новое - деревня встречает недоверием, враждой и быстро выжимает или выбрасывает из своей среды.

…Человек Запада еще в раннем детстве, только что, встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик - вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, - воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека.

 

… Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания.

  Сказать, что в этих обвинениях было нечто такое, что было ново - трудно. Все эти мысли за 100 лет до Горького выложил в своих Философских письмах П. Чаадаев. Но, «наследник классической русской литературы»,  пишет в еще более жестких и бескомпромиссных тонах. У  «сверхчеловека» Горького  все    в минус.  Жизнь  русского  мужика  по  Горькому это  вечный анархизм,  отрицание всякой государственности, а  значит  и  полное   отсутствие  собственной   истории. Работать он не любит, бродит по земле яко зверь в поиске добычи.   По прочтению Чаадаевского  опуса Пушкин написал  ему  письмо, его  в  немалой  степени  можно  считать   и  ответом  Горькому.

…«Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясли, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена.

…Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется) оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражает, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»

      Эх. Пушкин , Пушкин… Тут как в романе «Братья Карамазовы». Где Иван видел несовершенство мира - Смердяков "медный  пестик", что бы   сразу установить мировую гармонию. Чаадаева после публикации Философских писем объявили официально сумасшедшим , что наверное и сам посчитал наверняка справедливым узнав бы для какой цели «развил и углубил» его мысли пролетарский писатель и босяк М. Горький. У этого "товарища" в руках была уже не медный пестик, а  железный   лом.

"…Технически примитивный труд деревни неимоверно тяжел, крестьянство называет его «страда» от глагола «страдать». Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти не поддающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силой именно этого инстинкта."

      Вещает наш «сверх человек» Примитивный труд? В соревновании с природой разве он возможен А если послушать того, кто не праздношатающимся проходил по русской деревни, видя во всем серость мужицкую, а работал с ним, нес все тяготы.

Но послушаем выводы Горького:

«…Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.

…Существует мнение, что русский крестьянин как-то особенно глубоко религиозен. Я никогда не чувствовал этого, хотя, кажется, достаточно внимательно наблюдал духовную жизнь народа. Я думаю, что человек безграмотный и не привыкший мыслить не может быть истинным теистом или атеистом и что путь к твердой, глубокой вере лежит через пустыню неверия.

…Да, чем другим, а великодушием русский крестьянин не отличается.

Про него можно сказать, что он не злопамятен: он не помнит зла, творимого им самим, да, кстати, не помнит и добра, содеянного в его пользу другим.

Один инженер, возмущенный отношением крестьян к группе городских жителей, которые приплелись в деревню под осенним дождем и долго не могли найти места, где бы обсушиться и отдохнуть, - инженер, работавший в этой деревне на торфу, сказал крестьянам речь о заслугах интеллигенции в истории политического освобождения народа. Он получил из уст русоволосого, голубоглазого славянина сухой ответ:

- Читали мы, что действительно ваши довольно пострадали за политику, только ведь это вами же и писано. И вы по своей воле на революцию шли, а не по найму от нас, - значит, мы за горе ваше не отвечаем - за все Бог с вами рассчитается..."

  Не знаешь чему   тут  удивляться, то  ли  наивности и глупости "сверхчеловека"  то ли здравости крестьянского ума, оценившего   в  соответствии  сословами  Пушкина всю  "пошлость"  претензий  на   роль "спасителя" "инженера   работающего  по  торфу"

 

        Что ни слово то ложь, или подмена. Рассуждения Горького о религиозности - это взгляд фанатика западной идеи. Ему нужно, что все было соблюдено до точности, как предписывает «передовая мысль человечества», он даже не способен посмеяться над своим идеалами.Спросите, зачем  этот  поток   измышлений, нее  основанный  ни  на  чем. А вот он главный  вывод:

… Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Когда в «зверствах» обвиняют вождей революции - группу наиболее активной интеллигенции, - я рассматриваю эти обвинения как ложь и клевету, неизбежные в борьбе политических партий, или - у людей честных - как добросовестное заблуждение. Тех, кто взял на себя каторжную, геркулесову работу очистки авгиевых конюшен русской жизни, я не могу считать «мучителями народа», - с моей точки зрения, они - скорее жертвы…

…Я говорю это, исходя из крепко сложившегося убеждения, что вся русская интеллигенция, мужественно пытавшаяся поднять на ноги тяжелый русский народ, лениво, нерадиво и бесталанно лежавший на своей земле, - вся интеллигенция является жертвой истории прозябания народа, который ухитрился жить изумительно нищенски на земле, сказочно богатой.

…Русский крестьянин, здравый смысл которого ныне пробужден революцией, мог бы сказать о своей интеллигенции: глупа, как солнце, работает так же бескорыстно. Он, конечно, не скажет этого, ибо ему еще не ясно решающее значение интеллектуального труда.

Оставим эти сентенции на совести литератора. Была ли глупа интеллигенция « как солнце работающая бескорыстно» не будем спорить . вот только запись в «Дневниках» Зинаида Гиппиус пишет 18 мая 1918 года:

«Горький... за бесценок скупает старинные и фамильные вещи у “гонимых”, в буквальном смысле умирающих с голоду». 2 июня 1918 года: «Третьего дня пришли Ив.Ив. с Т.И. — были днем у Горького. Рассказывают: его квартира — совершенный музей, так переполнена старинными вещами, скупленными у тех, кто падает от голода. Теперь ведь продают последнее, дедовское, заветное, за кусок хлеба. Горький и пользуется, вместе с матросьем и солдатами, у которых деньжищ — куры не клюют. (Целые лавки есть такие, комиссионные, где новые богачи, неграмотные, швыряют кучами керенок “для шику”.) — Выходит как-то “грабь награбленное” в квадрате; хотя я все-таки не знаю, почему саксонская чашка старой вдовы убитого полковника — “награбленное”, и ее пенсия, начисто отобранная, — тоже “награбленное”. Горький любуется скупленным, перетирает фарфор, эмаль и... думает, что это “страшно культурно”! Страшно — да. А культурно ли — пусть разъяснят ему когда-нибудь ЛЮДИ. Неистовый Ив.Ив., конечно, полез на стены. Но Горький нынче и с ним по-свойски, прямо отрезал: “Не додушила вас еще революция! Вот погодите, будет другая, тогда мы всех резать будем”...»

     Собственно эта мысль повторяется уже и в очерке о крестьянстве.

  "Да, это стоило мужику дорого, и он еще не все заплатил, трагедия не кончена, - предрекает именитый писатель."

Возникает вопрос, что  знал   этот " властитель  дум"  пониженный революцией " до инженера человеческих  душ"   о будущей  судьбе российского   крестьянства? Напомним, очерк  вышел  как  раз  тогда, когда Ленин решил  отойти  от  политики  немедленного  построения  коммунизма, был  провозглашена  новая  экономическая  политика,  и  даже  "смычка   города   и деревни". Не  ужели  об ужасах  будущей  коллективизации догадывался автор? Вряд  ли. Тогда   о  чем? Если  отталкиваться непосредственно  от  текста  статьи, то  какие  претензии предъявляет  автор  русскому  крестьянству, с какой   точки  зрения? С  европейской, он  как  бы   обосновывает  её,  придает новой   дыхание  претензии  европейцев  к "дикой " России.  Иначе   говоря перед  нами  ничто  иное    как  цивилизационный  конфликт, который   рано  или  поздно  должен  вылиться   в  вооруженное  противостояние. И это чувствовал  и понимал народ.

 В 1929 году, накануне коллективизации тульский крестьянин житель села Боровково М.П. Новиков, у писал в правительство:

«Если мы будем настаивать на мерах утопического характера, проводимых в словесном потоке всяческой пропаганды, мы вскоре зайдем в еще больший экономический тупик, который уже нельзя будет скрыть от зорких глаз заграницы и которым она не преминет воспользоваться для сведения с нами своих счетов. А это будет в тысячу раз хуже того, если мы сделали необходимые уступки крестьянскому населению на пути его нормального хозяйственного развития. Тут не надо быть и пророком, чтобы все же видеть все последствия, которые сами собой наступят как результат наших опытов в области социалистического утопизма». https://cont.ws/@atila888/621816

    Я так понимаю, догадываться об этом коммунистические вожди начали только к 1931 году, когда Сталин на очередном съезде заявил о неминуемости будущей войны с Европой, что никакого «интернационализма» не будет, что Россия ни царская . ни советская не нужна Европе как самостоятельное государство.

  В 1930 году в Германии вышла книга одного из идеологов немецкого   национал –социализма Розенберга. «Миф ХХ века», где он пытается обосновать превосходство арийской расы, деля все народы на «здоровые» и «нездоровые». Надо ли объяснять в какую категорию попали русские. И обоснования этого он находит, прежде всего в русской литературе, в том числе практически повторяет все аргументы Горького о пассивности русского народа и анархизме его души. Немцы готовились к агрессии против России, чрезвычайно основательно и их расчеты не в малой степени строились на том, что измышляла русская литература и в том числе Горький о русском народе. Закончилось все плачевно. Ни рабского характера, ни анархизма не явил русский мужик в годы испытаний. И даже удивительно, коммунистические вожди вспомнили , что история у русского народа все  же была, сразу понадобились «образы Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» 

   Даже  ужасы  коллективизации, на  чем  немцы  строили свою  подрывную  пропаганду, несильно  подействовали  на русский народ  и не  ослабили волю к  сопротивлению. И это  вполне  объяснимо. Посмотрите хроники татарских набегов, хотя бы  во  времена Ивана Грозного.Даже  испытания  выпавшие   на  долю  народа  в годы Великой отечественной войны  меркнут  перед  тем  что  пришлось  выдерживать  русскому   люду  в   те  годы ради  свободы   и независимости страны. Эту  историческая  память на уровне   инстинкта вот    уже  не  одно , можно  сказать столетие  пытается   размыть  наша, так   называемая,  передовая   интеллигенция. Попытки  эти  не прекращаются   и  ныне, а  становятся   только    яростнее  и злобнее.И  практически, они  всегда   повторяют  аргументы  Горького.  И они  по  прежнему апеллируют   к  просвещенному  Западу,  а  фактически  работают  ради   его  интересов.  Только это  рано или поздно плохо кончится для  них. 

       Альфреда Розенберга рейхсминистра восточных оккупированных территорий 1940-1945, взявшего на себя миссию по окончательному решению славянского вопроса, повесили по приговору Нюрнбергского суда;

549
2 комментария
Raivola
29 Мая 2019 18:11

Спасибо за статью. 

lanasvet
6 Апреля 2020 22:42

Ещё о "борцах за свободу народа", о "буревестниках".
 

ПИРУЕТ С ДРУЖИНОЮ КРАСНЫЙ НАРКОМ Одно из первых крупных уголовных дел о спекуляции художественными ценностями петербургская ВЧК расследовала полгода. 31 мая 1919 года чекисты начали расследование по поводу значительного завышения цены на антикварную коллекцию Эрика Плуме. В частности, выявили факты подкупа членов оценочной комиссии через устройство для них так называемых завтраков-пиршеств... Расследование заключило: «Весь состав Экспертно-художественной комиссии во главе с Максимом Горьким и народным комиссаром Анатолием Луначарским привлечь к ответственности за злоупотребление властью...»

Источник: https://statehistory.ru/5781/VCHK-i-delo-Erika-Plume-o-spekulyatsii-proizvedeniyami-iskusstva--1919-g/

Создатель: derevnya-online
Cообщество: История
Описание: Исторические фотографии, факты, тексты.