Загрузка файлов

Профиль: lina
Зарегистрирован: 18 Мая 2011
Заходил: 6 Апреля 2019 20:20

Сырьяны, часть 1.

В стародавние времена на территории нынешних Сырьянского, Всехсвятского и Прокопьевского сельских округов проживали удмурты (вотяки). В 1556 г. Два торговых человека их г. Слободского – Ивашка Бакулев да Федька Филиппов, скупавшие у них мед и с большим барышом сбывавшие его в городах, - уговорили 17 семей сырьян (одного из родовых племен удмуртской национальности) принять христианскую веру и организовать слободку (в царской России слободка – это большое село с некрепостным населением).

В том же году в рождественский пост два удмурта – Ожмека Черный и Зубар Лупп с Бакулевым и Филипповым с хлыновским обозом уехали в Москву и 25 февраля 1557 г. Получили там царскую грамоту на основании села, а также на льготы от податей и налогов на три года. Привезли они и благословенную грамоту на постройку деревянной церкви во имя Николы Чудотворца. Царь Иван Грозный пожаловал на её строительство и обзаведение из казны деньги, а также церковные книги, ризы, серебряные сосуды и два колокола.

Первый деревянный Никольский храм построили там, где жили основатели села – у речки Васильковки. Село располагалось на «сырьяне», что означает «низменное место, сухое болото». В 1595 г. грамотой царя Федора Иоанновича вся Вобловецкая волость, в которую входило и село Сырьяно-Никольское, была передана Вятскому Успенскому монастырю. Крестьяне перешли в разряд монастырских.

 

Сырьяны, часть 2.

     

К 1604 г. Первый деревянный храм обветшал, да и тесно в нём стало. Поэтому была построена другая деревянная церковь на новом, более удобном месте – на высоком берегу р. Вятки, где нынче и находится село. Церковь осветили во имя Георгия Страстотерпца. Но поскольку этот храм не отапливался, то служили в нем только летом, а зимой служба шла в старом храме у речки Васильковки. Это создавало неудобства для прихожан и церковнослужителей, и через два года в селе построили еще одну деревянную Никольскую церковь.

В середине ХVII в. Через село Сырьяно-Никольское прошла большая государственная дорога из Москвы через Хлынов на Кай и далее через Верхотурье и Тобольск в Сибирь. В селе построили большой постоялый двор для обозов, содержалась ямская станция для почтовых и служебных перевозок, что приносило немалый доход жителям. Сырьянцы на своих лошадях всю зиму возили хлыновский хлеб в Верхотурье и Тобольск, а обратно из Соликамска соль.

Сырьяны, часть 3.

   

 По большой переписи 1678 г. в Сырьянском тягловом стану (стан – административно-полицейское подразделение уезда) числилось 4 двора церковников, 28 дворов церковных бобылей-ремесленников да 24 двора бобылей тягловых, в которых проживал 141 человек. История донесла до нас их имена: поп Данилко Кошурников (мой пра- пра...), семейные ремесленники (кузнецы, шорники, колесники, тележники и др.), занимавшиеся и землепашеством, Карпушка и Левка Невзоровы (мой пра- пра,,, - изучала архивы), Петрушка Епифанов, Ивашко Коротких, Терешка Черепанов, Гришка, Васка, Кирюшка Кузнецовы, Афонка Полудницын, Радко Пьянков, Анофейко, Стенка, Никитка, Ивашко Порошины и другие.

Ксати, в архивных документах значатся имена и тех 17 вотяков, основавших село. Их 24 бобыльских дворов тяглового стана 12 значатся пустыми, их земельные наделы не обрабатывались, т.к. хозяева умерли или сбежали, а Андрюшка Городилов взят в солдаты. Этими дворами и их землями владел хлыновский купец Илья Гостев.

Сырьяны, часть 4.

   

Теплый Никольский и холодный Георгиевский храмы простояли 142 года. Несколько подряд урожайных лет, уменьшение монастырских податей и налогов, сокращение рекрутских наборов подняли экономическое положение сырьянских прихожан. И тогда они решили осуществить давнюю мечту: воздвигнуть в селе каменный храм. Загодя, ещё в 1734 г., были залиты известковые ямы, на месте изготовляли и обжигали кирпич.

В 1746 г. поп Антип Кошурников добился издания указа Духовной Консистории от 27 октября 1746 г. за подписью Вятского епископа Варлаама Скамницкого, разрешающего строительство. Ежемесячно делали сборы с прихожан. Металл на тяги привезли с сибирских ярмарок. Наняли каменщиков, которые возводили Никольскую церковь в селе Шестакове. Церковь строили быстро. Уже через два года готов был тёплый придел (дополнительный алтарь) в честь Воздвижения Креста Господня, а главная Никольская церковь освящена была в 1754 г.

В годы строительства каменного храма в сырьянском приходе было 100 крестьянских дворов, которые на свои кровные и соорудили на крутом вятском берегу это каменное чудо. Современные знатоки культовой архитектуры высоко оценивают Никольский храм за его богатую отделку, за декорированные трехчастные ворота. В 1770 г. по инициативе того же священника Антипа Кошурникова на месте, где стояла деревянная Георгиевская церковь, начали строить каменную колокольню, похожую на сторожевую башню. Через 3 года на неё подняли колокола.

  

Сырьяны, часть 5.

Антип Кошурников, под чьим руководством создан церковный каменный ансамбль, прослужил в Сырьянах 43 года. В 1772 г. он простудился на весенней вспашке земли, его парализовало. Похоронили отца Антипа против среднего окна алтаря.

С 1764 г. вся Вобловицкая волость была передана в ведение Коллегии Экономии, сырьянские крестьяне стали государственными. В начале ХIХ в. приходе (т.е. в селе и окрестных деревнях и починках) проживало взрослых и детей мужского пола 919, женского – 1022

. В 1900 г. церковь претерпела изменения. Воздвиженский придел разобрали и построили два новых: правый – в честь Скорбящей Божьей матери (1900 г.) и левый – в честь Воздвижения Креста Господня (1905 г.). Наверное, стоит сообщить, что на перестройки и внутренне убранство церкви в Сырьянах были использованы 5 тыс. рублей денег слободского городничего Чайковского – деда знаменитого русского композитора.

Никольский храм дошел до нас, можно сказать, в первоначальном виде, однако, как и многие другие, осквернен и частично разрушен. В селе на р. Вятке действовала пристань. Сюда с Холуницкого завода на лошадях привозили железо, которое по воде отправляли на российские ярмарки. В самих Сырьянах тоже ежегодно проводили 2 ярмарки: Семеновская – 3 февраля и Никольская престольная – 6 декабря. Это были большие сельские праздники, куда съезжалась вся округа. В Сырьянах была открыта одна из первых в нашей местности церковно-приходская школа.

  

Статья из газеты «Холуницкие зори» от 18 мая 1999 г. Автор – О.Виноградов, краевед.

Фотографии села в соответствующем фотоальбоме - взяты, в т.ч.  из группы "Сырьяны" в Контакте.

Из описания Никольского прихода по состоянию на 1912 год. Село от гор. Вятки на расстоянии 80 верст, от уездного города Слободского в 47 вер. Имеются часовни деревянные: 2 сельские, Васильковская, Буровская, Васильевская, Коровкинская, Маколдинская, Муинская, Стерлеговская. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика, квартиры для причта казенные, кроме диакона Семакина, проживающего в частном доме. Прихожан православных 2341 муж. п. и 2503 жен. п. В приходе 67 селений.

Село расположено на высоком берегу реки Вятки, на другом берегу большой бор. В приходе три школы: церковно-приходская в селе и две земские в деревнях Камешковской и Быковогорской. Главное занятие прихожан земледелие. Ремесел в приходе не существует, за исключением делания кирпича, чем прихожане занимаются с очень давних времен и известны в уезде как опытные мастера. Весьма важным подспорьем служат работы на близлежащих Белохолуницком, Чернохолуницком, Климковском и Песковском горных заводах. Село стоит на проселочной дороге. Из старинных предметов в церкви сохранились 2 Евангелия московского издания 1717 г., Евангелия 1774 г.

В селе на р. Вятке действовала пристань. Сюда с Холуницкого завода на лошадях привозили железо, которое по воде отправляли на российские ярмарки. В самих Сырьянах тоже проводились 2 ярмарки: Семеновская - 3 февраля и Никольская престольная - 6 декабря. Это были большие сельские праздники, куда съезжалась вся округа.  

Советское время

Сельское хозяйство в сырьянской стороне перед коллективизацией было отсталым, примитивным: трехполка, мелкие полосы. Травосеяния, клеверов здесь не было. Даже простейшие виды кооперации - машинные товарищества, молочные артели и другие - здесь не приживались. В 1931 г. началась коллективизация в Сырьянском сельсовете, организовалась сельхозартель «Новая деревня», в которую вошло 47 хозяйств села и починка Гороховского. В 1933 году создались сельхозартели «Красное поле» - дер. Переднее (62 хозяйства), «Дружные ребята» - Зырница (13), «Советская деревня» - Серьгинцы (18). В 1934 г. в колхоз «Осоавиахимовец» объединились 23 хозяйства деревни Красносёлы. В 1935 г. завершили коллективизацию жители дер. Кушаны, Колпаки, Ряби, Чапалка, назвав свой колхоз «Красноармеец» (24).

В 1936 г. в районе развернулось стахановское движение. Тракторист Николай Осипович Ситников (с. Сырьяны) за сезон 1939 г. на тракторе ЧТЗ выработал 2013 гектаров мягкой пахоты, сэкономил 4256 килограммов горючего, заработал 3447 килограммов зерна и 4386 рублей. Вместе со всей страной сырьянцы пережили лихую годину Великой Отечественной войны, положив на алтарь Отечества десятки жизней своих земляков. Из последних сил трудились в тылу женщины, старики, подростки, внося свой вклад в приближение Победы.

С половины 50-х годов началось массовое укрупнение колхозов, концентрация производства, стоявшие сотни лет деревни объявлялись неперспективными. Центром колхоза под названием «Родина» стало село Сырьяны. В колхоз вошли деревни трех сельсоветов. Инициатором объединения был председатель правления М.А. Сорокин. В 60-е годы к «Родине» присоединились колхозы Прокопьевского, Анохинского, Васьковского сельсоветов. Колхоз назвали «Вятка». Вскоре к нему добавили населенные пункты Всехсвятского, Горбуновского сельсоветов. Возглавил это огромное хозяйство П.М. Безденежных.

Жизнь показала вредность такой концентрации производства, хозяйство фактически стало неуправляемым, и «Вятку» после «свержения» Н.С. Хрущева разукрупнили на три совхоза: «Сырьянский», «Прокопьевский» и «Суворовский». Среди знатных земляков-сырьянцев уроженец села, ученый-географ Валентин Алексеевич Танаевский, уроженец дер. Исаковцы, доктор сельхознаук Иван Матвеевич Кузнецов. Учительница Сырьянской школы Мария Александровна Шутова удостоена высшей награды СССР - ордена Ленина. В Сырьянской пекарне выпекали и выпекают сейчас, пожалуй,самый вкусный  хлеб. 

122
2 комментария
maramara
26 Декабря 2012 13:07

ЗдОрово! 

lina
26 Декабря 2012 13:25

Спасибо